Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

 Организованная образовательная деятельность «Модели вопросительных предложений. Слова – признаки» или «Сказочные превращения-перевертыши» (с использованием элементов ТРИЗ) (авторские разработки)

 Организованная образовательная деятельность «Модели вопросительных предложений. Слова – признаки» или «Сказочные превращения-перевертыши» (с использованием элементов ТРИЗ) (авторские разработки)

Аннотация.

Специфика логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, обусловлена, с одной стороны, недоразвитием всех компонентов речевой системы, с другой - характером нарушения высшей нервной деятельности. У дошкольников с ОНР не сформированы многие неречевые психические функции: мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. В ряде случаев из них выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость и другие личностные особенности. Недоразвитие речи и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. 

 Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей с общим недоразвитием речи, побудить у них интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Пик творческого воображения человека – его дошкольное детство. Творческое воображение подразумевает наличие подвижности мышления, быстрой ориентировки, нестандартного подхода к решению больших и малых задач, что позволяет использовать методы ТРИЗ в дошкольной педагогике. Их автор – Генрих Семенович Альтшулер. Решением внедрить их в практику логопедической работы явилось желание поставить в центр внимания веру в творческие силы ребенка с общим недоразвитием речи, найти новый подход к развитию духовных и творческих возможностей ребенка-дошкольника на логопедических занятиях.

Методы и приёмы теории решения изобретательских задач органично сочетаются с расширением у детей словаря, формированием грамматического строя речи, развитием функции языкового анализа и синтеза и, кроме того, способствуют совершенствованию психофизических функций, творческой активности и инициативе. На логопедических занятиях с элементами ТРИЗ  дети раскрепощены, свободны, радостно воспринимают предложенные учителем-логопедом задания, любят открывать новое, необычное. У дошкольников формируется эмоциональная отзывчивость на задание с целью преодоления речевого недоразвития, у них развивается произвольность и контроль  своих действий.                              

Была разработана целая серия занятий с использованием элементов ТРИЗ по формированию лексико-грамматических представлений. На этих занятиях происходит использование детских ресурсов за счет обмена признаками между объектами наблюдения. «Сказочные превращения-перевертыши» - так вместе с детьми мы назвали эти занятия, одно из которых предлагается Вашему вниманию.

Ключевые слова.

 ТРИЗ, конспект, логопедическое, занятие, сказочные, превращения, фантастическое, животное, вопрос, предложение, пушистый, трусливый, длинноухий, прыгучий, колючий, круглый, вытянутая, мордочка, менять, местами, волшебная, поляна, схема, новое, необычное.

Конспект проведения логопедического занятия в старшей группе на тему:

«Модели вопросительных предложений. Слова – признаки» или «Сказочные превращения-перевертыши»

(с использованием элементов ТРИЗ).

Задачи:

  • Уточнение знаний детей по теме «Дикие животные»;
  •  введение в речь и автоматизация моделей вопросительных предложений типа: местоимение прилагательное существительное, предлог местоимение прилагательное существительное;
  • упражнение в согласовании  прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
  • знакомство с графическим способом представления информации;
  • развитие умения дешифровки модели;
  • формирование навыка самостоятельного моделирования;
  • использование детских ресурсов за счет обмена признаками;
  • уточнение значения слов, сложных по семантике;
  • автоматизация слов сложной слоговой структуры;
  • развитие изобретательских умений;
  • развитие творческого воображения, умения детей смело высказывать свои мысли.

Материал:

  • демонстрационные картинки зайца и ежа;
  • демонстрационный лист для рисования схем;
  • раздаточные картинки зайца и ежа;
  • раздаточные листы для рисования схем;
  • раздаточные карточки с вопросительным знаком;
  • демонстрационное панно «Сказочная поляна»;
  • раздаточные листы для рисования необычного животного;
  • цветные карандаши;
  • магниты;
  • магнитофон, записи.

 

Ход занятия.

1 часть.

Введение в речь вопросительных предложений.

Логопед предлагает одному из детей выйти  с картинкой зайца (изображение недоступно другим детям, это животное для отгадывания).

Логопед: «Мы с вами будем отгадывать животное на картинке у (имя ребенка). У кого вопрос готов, поднимайте  карточку с вопросительным знаком. Не забудьте начать свой вопрос со слова «это» или «у него»».

Дети, поднимая карточку, задают следующие вопросы:

- Это домашнее животное?

- Это дикое животное?

- У него короткие уши?

- У него длинные уши?

- У него короткий хвост?

- У него острые зубы?

- У него мягкая шерсть?

- У него длинные лапы? И другие.

Ребенок с картинкой отвечает на все вопросы словами «да» или «нет». Дети отгадывают: «Это заяц».

2 часть.

Рисование схем, моделирующих признаки зайца.

Логопед: «В верхнем правом углу возьмите большой лист бумаги и карандаш. Мы будем рисовать схемы. Работайте вместе со мной.

Заяц пушистый.  Изображают вместе с педагогом.

Заяц трусливый.  Дети по очереди повторяют это слово и схематично зарисовывают.

Заяц длинноухий. Дети повторяют это слово, отхлопывают его по слогам, «кладут на ладошки составные части этого слова», изображают с опорой на образец.

У зайца задние лапы длиннее передних. Он очень быстро передвигается.

Заяц прыгучий.  Дети по очереди повторяют это слово и зарисовывают схему.

(фотография «Сравнение ежа и зайца»)

(см. приложение № 1)

3 часть.

Автоматизация в речи детей моделей вопросительных предложений.

Логопед предлагает одному из детей выйти  с картинкой ежа (изображение недоступно другим детям, это животное для отгадывания), а остальным отложить простые карандаши в сторону и взять карточки с вопросом.

Логопед: «Мы с вами будем отгадывать животное на картинке у (имя ребенка). У кого вопрос готов, поднимайте  карточку с вопросительным знаком. Не забудьте начать свой вопрос со слова «это» или «у него»».

Дети, поднимая карточку, задают следующие вопросы (фотография «Метод контрольных вопросов»):

- Это домашнее животное?

- Это дикое животное?

- У него короткие уши?

- У него длинные уши?

- У него короткий хвост?

- У него острые зубы?

- У него мягкая шерсть?

- У него длинные лапы?

- У него острые колючки?

Ребенок с картинкой отвечает на все вопросы словами «да» или «нет». Дети отгадывают: «Это ёж».

4 часть.

Рисование схем, моделирующих признаки ежа.

Логопед: « У ежа есть… (дети подсказывают: «иголки»). Значит ёж какой»? Дети отвечают: «колючий» и  изображают это вместе с логопедом.

«Что умеет делать еж»? (сворачиваться в клубок). «Когда еж сворачивается в клубок, он какой?» (круглый).  Зарисовка.

«Посмотрите и скажите, какие у ежа лапки?»  (короткие) Зарисовка.

«У ежа очень хорошо развит нюх, поэтому его мордочка вытянутая. Вот такая». Дети рисуют.

Давайте повторим все о зайце по нашей схеме (рассказы детей).

Расскажите все о еже (рассказы детей).

(фотография «Сравнение ежа и зайца»)

(см. приложение № 1)

5 часть.

Логоритмическое упражнение под музыкальное сопровождение.

Нам  очень хочется сейчас

Пойти гулять в лесочек!

Но чтоб нас серый волк не съел,

Пойдем вдвоем, дружочек!

Час – волка нет!

Два – волка нет!

Три – волка нет!

Четыре – волк бежит и грозно рычит: РРРРРРРРРР!

6 часть.

Использование ресурсов за счет обмена признаками.

Логопед предлагает детям закрыть глаза и в это время меняет  местами картинки зайца и ежа на демонстрационном листе. Дети открывают глаза и определяют, что изменилось.

Логопед: «Посмотрите, какой получился ёж»! (фотография «Ёж и заяц меняются местами») Дети с опорой на схемы отвечают: «Трусливый, длинноухий, прыгучий, пушистый».

Логопед: «Он стал необычным? Бывают такие ежи на свете? По-другому мы можем сказать, что этот еж – ФАНТАСТИЧЕСКИЙ». Дети проговаривают это слово по слогам, отхлопывая его в ладоши.

Логопед: «Посмотрите, какой получился заяц»! (фотография «Ёж и заяц меняются местами»). Дети с опорой на схемы отвечают: «Колючий, круглый, с маленькими лапками, с вытянутой мордочкой».                                    

Логопед: «Заяц теперь какой»? (необычный, сказочный, фантастический)

(см. приложение № 2)

7 часть.

Рисование фантастических животных.

Логопед обращает внимание детей на демонстрационную картину «Волшебная поляна».

«Поляна  какая»? (с разноцветными, высокими, сказочными цветами – волшебная!).

«Почему»? Уточняется понимание семантики слова (такого не бывает в природе, это кто-то придумал).

«Отложите свои зарисовки с картинками в верхний правый угол и возьмите круги.

Вы нарисуете в них необычных, фантастических животных, которые у нас получились.

Кто нарисовал, поселите его на нашей сказочной, волшебной поляне».

Дети рисуют животных (см. приложение № 3) и приклеивают их на панно (см. приложение № 4).

 8 часть.

Итог занятия. Рассматривание картины «Волшебная поляна» (фотографии «Волшебная поляна», «Итог занятия»).

 Приложение 1

 

dshgngerpk.jpg

Приложение 2

dshgngerpk-1.jpg

Приложение 3.

Risunottok1.jpg

Risut_tnok1.jpg

Приложение 4.

Risunok2.jpg


Автор:  О. Н. Меркулова