Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики) (авторские разработки)

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики) (авторские разработки)

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «ЗВУК».
  • Ввести в активный словарь термины: «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».
  • Отработать упражнения фонетической ритмики на все гласные звуки и выборочно согласные.
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие.
  • Развивать внимание и память.
  • Развивать связную речь.

 Материал:

 Модели гласных и согласных звуков (сказочные человечки в разного цвета костюмах и с выраженной артикуляцией).

  • Ширма.
  • Дудочка, погремушка, вода и тазик, колокольчик, игрушка.

  1 часть.

 Игра: "Угадайте, что я делаю?"

 Учитель - логопед издает различными предметами звуки за ширмой, дети вслушиваются и называют узнаваемые звуки.

 Учитель - логопед: "Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звукам. Вы слышали "звуки".

 2 часть.

 Игра "Найди игрушку".

 Один ребенок выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий ищет ее по хлопкам детей (тихим и громким).

 Учитель - логопед: «Речевые звуки можно услышать и произнести, но мне кажется, что вы очень хотите их увидеть. Они сказочные, потому что живут в сказочной стране. Мы сейчас с ними познакомимся».

Появляются шесть девочек (в красных костюмах, с различной артикуляцией) -  шесть гласных звуков: «А», «О», «У», «Э», «Ы».

 Учитель - логопед: «Все девочки одинаковые, только песенки они поют разные. Посмотрите на их губы (схематичная артикуляция).    Рот у них полуоткрыт, воздух выходит свободно. Гласные звуки - девочки легко поют свои звонкие длинные песенки, поэтому на платье у них нарисованы колокольчики,

Давайте все вместе назовем еще раз девочек. Какие звуки они поют? Это гласные звуки (повторяется несколько раз)",

Один ребенок выбирает девочку - звук, дети все вместе поют песенку-звук,

 3 часть.

 Фонетическая ритмика для гласных звуков.

 «А» - и.п, руки впереди, ладони вверх, Произнося звук "А", руки разводят в стороны. По динамике слабо,

«О» - и.п, руки внизу, чуть выдвинуты вперед, округло соприкасаются кольцам. Произнося звук "О", руки через стороны разводят вверх и смыкают округло вверху.

«У» - и.п. руки перед грудью сжаты в кулак, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося звук "У", руки вытягивают вперед.

«Э» - и.п. руки как на звук "А", произнося звук "Э", руки разводятся в стороны и кисти рук опускаются на плечи. По динамике слабо.

«Ы» – и. п., кулаки сжаты, руки перед грудью. При произношении «Ы» кулаки отвести от себя. По динамике напряженно.

Логопед: «Посмотрите, кто к нам еще пришел в гости. Это четыре мальчика. Они- согласные звуки, Посмотрите на их губы - они сжаты, поэтому мальчики не умеют петь песни. Они только свистят (все вместе – «с-с-с»), шипят («ш-ш-ш»), взрываются («п», «б»).Посмотрите, у одних мальчиков есть колокольчики, 'Это - звонкие согласные. Давайте положим руку на горло и произнесем звуки: «Б», «Д», «Г», «3», «Ж». Слышите, как оно гудит - там живет голос.

Глухие согласные носят костюмы без колокольчиков, у них голоса нет («П», « Т», «К», «С», «Ш»).

 4 часть.

Динамическая пауза.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики (руки в замке).

Мы сейчас подружим маленькие пальчики (сжимание и разжимание пальцев), 

1, 2, 3,4, 5,

Начинаем мы считать (пальчики поочередно прикасаются друг к другу). 

I, 2, 3, 4, 5 (в обратную сторону),

Мы закончили считать,                                                                            

 Учитель - лгопед:

Твердые согласные ходят в синих костюмчиках - квадратиках, У них строгий, твердый характер. Они шипят строго «ш-ш-ш», стучат строго «т-т-т», пыхтят строго «п-п-п», рычат строго «р-р-р». Дети повторяют вместе с логопедом.

Мягкие согласные любят зеленые костюмчики - квадратики, ведь у них мягкий, нежный характер, Они шипят нежно «щ-щ-щ», стучат нежно «т!-т'-т'», пыхтят нежно «п'-п'-п'», и даже рычат нежно «р'-р'-р'».

 5 часть.

Фонетическая ритмика для согласных звуков.

 Учитель - логопед: ''Мы сейчас с вами превратимся тоже в сказочных человечков -звуков".

«П» - кулаки сжаты, руки перед грудью. Произнося "Па-Па-Па", попеременно опускать то правый, то левый кулак. Напряженно,

«Б» - руки перед грудью, ладони вверх, локти согнуты и смотрят вниз.  Произнося "Ба-Ба-Ба",  встряхивать  плетями рук, туловище наклонять вперед, Последнее "Ба" произносится громко с резким выбрасыванием рук вперед,

«С» - руки согнуты в локтях перед грудью, ладони от себя. Произнося "С", вытягивать руки вперед и вниз,

«Ш» - и. п., как на «С», При произнесении «Ш» произвести волнообразные движения руками, туловищем и ногами.

 6 часть.

 Учитель - логопед; «Послушайте «Сказку о человечках»».

Сказка

"Жили-были веселые человечки-звуки, Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», а вместе их называли - "гласные" звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам - согласным - захотелось, "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П", Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь",

"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит",

"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку,

"Не печальтесь, не певучие звуки, - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" - закричали согласные звуки,

С тех пор стали крепко дружить гласные и. согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.

 Учитель - логопед вместе с детьми поет песню (например, « ТА, ТА, ТА» на мелодию песни "В лесу родилась елочка").

 7 часть.

 Пересказ сказки.


Автор:  О. Н. Меркулова