Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Организованная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «ЗВУК И БУКВА «Р» или «НЕЗНАЙКА В ГОСТЯХ У ЗНАЕК» (авторские разработки)

Организованная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «ЗВУК И БУКВА «Р» или «НЕЗНАЙКА В ГОСТЯХ У ЗНАЕК» (авторские разработки)

Организованная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте  детей подготовительной к школе группы:

«ЗВУК И БУКВА «Р» или «НЕЗНАЙКА В ГОСТЯХ У ЗНАЕК»

Меркулова Ольга Николаевна, учитель-логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 компенсирующего вида, город Орехово–Зуево Московской области

Вступительное слово.
Предлагаемое занятие носит обобщающий характер и проводится в конце учебного года.
Все задания учителя – логопеда детям в стихотворной форме придуманы автором.
Задачи:
• Повторить правильное произношение звука «Р», автоматизировать его произношение в словах и предложениях.
• Закрепить умение выделять звук «Р» в слове и давать ему характеристику с опорой на демонстрационную схему.
• Упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
• Развивать внимание и мышление детей
по методике «Четвертый лишний».
• Упражнять детей в дифференциации звуков «Р» и «РЬ».
• Закрепить умения составлять распространенные предложения по сюжетной картине и способствовать речевой активности детей с общим недоразвитием речи.
• Познакомить с буквой «Р».
• Развивать мелкую моторику и совершенствовать тактильные ощущения.
• Развивать общую моторику и продолжать учить детей ориентироваться в пространстве.
• Учить детей выкладывать слова из знакомых букв и читать их.
• Воспитывать у детей сотрудничество, сопереживание, взаимопомощь.
Материал:
 Демонстрационная схема для характеристики звуков (фото 3, 4).
 Демонстрационные картинки для выделения «четвертого лишнего»: Ромашка, Роза, Рак, Репа (фото 5).
 Демонстрационная сюжетная картина для составления предложений (фото 6).
 Слоги РА, РО, РУ, РЫ, РИ для слоговой дорожки (фото 12).
 Листы белого картона (раздаточные, фото 2).
 Коробки с камешками для выкладывания буквы (раздаточные, фото 2).
 «Солнышко» с лучиками (большое пособие для раскладывания на ковре, фото 20).
 Картинки: ТИГР, САРАФАН, КАРАНДАШ, РАДУГА, РУЧКА, ПОВАР, БАРАБАН, ФРУКТЫ (фото 13).
 Схемы этих слов («на лучиках», фото 14).
 Буквы для выкладывания этих слов.
 Магнитофон.
 Записи для музыкального оформления и проведения динамической паузы.
1 часть.
Дети сидят за партами. Прибегает Незнайка: «Здравствуйте, я не опоздал на занятие?» (фото 1)
Учитель - логопед: «Здравствуй, Незнайка. Ты вовремя. Занятие только начинается».

Незнайка: «А я хочу вам стихотворение рассказать!
Воробьишко прискакал
Где-то «кошки» отыскал
Он одну сейчас же съел
Остальные не успел».
Учитель - логопед: «Что-то у тебя в этом стихотворении не так».
Дети: «Не «кошки», а «крошки»!
Незнайка исправляет свою ошибку (читает стихотворение правильно и садится за парту).
Учитель - логопед: «Какой звук потерял Незнайка»?
Дети: «Звук «Р»».
Учитель - логопед: «Кто расскажет все про этот звук по нашей схеме»?
Дети дают характеристику звука с опорой на схему (фото 3, 4).
Незнайка дает характеристику звука «Р» с ошибкой, называя его глухим.
Дети исправляют ошибку и доказывают Незнайке, что этот звук звонкий (фото 3, 4).
2 часть.
Учитель - логопед: «На картинки посмотрите, их названия скажите»!
Дети по очереди называют картинки: Рак, Роза, Ромашка, Репа.
Учитель - логопед: «Картинки вы смогли назвать, здесь лишнюю кто сможет показать»?
Дети показывают и объясняют (лишняя «Репа», потому что в названии этой картинки слышится звук «РЬ», а в остальных «Р», фото 5).
Дети по очереди произносят слово «репка» так, чтобы был слышен звук «РЬ».
Учитель - логопед: «Кто расскажет все про звук «РЬ» по нашей схеме?» (характеристика звука «РЬ» с опорой на схему, фото 3, 4).
3 часть.
Учитель - логопед (обращаясь к Незнайке): «Я слышала, что ты, Незнайка, хороший художник»!
Незнайка: «Да! Вот я какую картину нарисовал!» Вносится сюжетная картина (фото 6).
Учитель - логопед: «Задание! Придумайте по этой картине предложения со словами, в которых есть звуки «Р» или « РЬ».
Дети составляют предложения по картине, выделяя звук «Р» и «РЬ» в словах (фото 7, 8, 9).
4 часть.
Речедвигательное упражнение под музыкальное сопровождение (динамическая пауза).
Нам очень хочется сейчас
Пойти гулять в лесочек!
(дети быстро маршируют на месте)
Но чтоб нас серый волк не съел,
(показывают отрицательный жест рукой)
Пойдем вдвоём, дружочек!
(маршируют парами на месте)
Час - волка нет!
(показывают «один»)
Два - волка нет!
(показывают «два»)
Три - волка нет!
(показывают «три»)
Четыре - волк бежит
(бегут на месте)
и грозно рычит: РРРРРРРРРР!
(вытягивая руки вперёд, «грозно рычат»)
5 часть.
Учитель - логопед: «Незнайка, а ты знаешь правило «Звуки и буквы»?
Незнайка: «Конечно! Звуки я пишу, а буквы произношу»!
Дети исправляют ошибки Незнайки: «Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим».
Демонстрация буквы «Р» (мелом на доске с объяснением элементов).
6 часть.
Учитель - логопед: «Незнайка, а хочешь увидеть букву «Р» на ковре»? Вызываются дети для выкладывания буквы на ковре. Под музыкальное сопровождение дети располагаются на ковре таким образом, чтобы получилась буква «Р» (фото 10).
7 часть.
Учитель - логопед: «Вернемся за парты».
«Возьмите в верхнем левом углу парты лист бумаги, а в верхнем правом - коробку с камешками. Выложите букву «Р» (фото 11).
Во время работы звучит музыка.
( В это время раскладывается слоговая дорожка).
8 часть.
Учитель - логопед: «Пришло время отвести нашего Незнайку к самому трудному заданию.
Но! Мы не просто прошагаем,
Мы все слоги прочитаем!
Солнышко нас в гости ждет.
Каждый лучик свой найдет,
Картинку к схеме подберет».
Дети шагают по слоговой дорожке, читая слоги:
«РА»,
«РО»,
«РУ»,
«РЭ»,
«РЫ» (фото 12).
Прошагав по слоговой дорожке, рассаживаются каждый у выбранного солнечного лучика и выполняют свое задание.
Учитель - логопед повторяет задание найти картинку (фото 13) по схеме (фото 14, 15).
После того, как все дети справились, дает новое: выложить название картинки из букв (фото 16, 17).
Каждый из детей читает название своей картинки (фото 18, 19).
9 часть.
Посмотрите, солнышко улыбается каждому из вас, потому что вы молодцы, справились со всеми заданиями и готовы идти в школу (фото 20)!
Улыбается оно и Незнайке, который многому научился и стал Знайкой (фото 21)!
Учитель - логопед с воспитателем награждают детей медалями «За успехи и творчество»!

Приложение