Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Проект «Су-Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы и сохранения здоровья детей дошкольного возраста» (авторский)

Проект «Су-Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы и сохранения здоровья детей дошкольного возраста» (авторский)

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад № 31 компенсирующего вида
ПРОЕКТ
«Су - Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы и сохранения здоровья детей дошкольного возраста»
Подготовили:
Меркулова О. Н.
Бурковская Е. Ю.,
учителя – логопеды МДОУ детский сад № 31компенсирующего вида
г. о. Орехово – Зуево
2016–2017 учебный год

WP_20130403_013.jpg

 

Тип проекта: педагогический, творческий, краткосрочный (1 год).
Участники:
• Дети 3 – 4 лет;
• Родители;
• Учителя – логопеды;
• Воспитатели младшей и средней групп;
• Старший воспитатель.

Актуальность проекта:
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, основ личностной культуры.
В процессе коррекционной работы учителя - логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Профессиональный путь у каждого педагога тернист и труден. Мы часто вспоминаем о том, как волнительно, сложно и не всегда правильно начинались наши логопедические занятия с детьми.
Многолетняя практика в детском саду для детей с тяжёлыми нарушениями речи позволила нам научиться строить свою работу с дошкольниками таким образом, чтобы ребёнок испытывал радость открытия и познания и незаметно для себя преодолевал трудности развития речи. Тогда он будет здоров и счастлив. Мы считаем, что использование Су - Джок терапии позволяет именно так организовать работу специалистов в детском саду компенсирующего вида.
«Су – Джок» - это название для взрослых, которые пользуются этим методом для поддержания здоровья.
Преимущества Су - Джок терапии следующие:
 высокая эффективность и полная безопасность (неправильное применение метода не вызывает побочных реакций и осложнений);
 универсальность и простота (мы применяем су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи, шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики).
«Волшебные шарики» - это название для наших детей и педагогов, которые получая в руки «колючий» шарик или пружинку, всеми силами стараются преодолеть трудности развития, научиться говорить правильно и стать здоровыми и счастливыми.
Цель проекта:
Сохранить здоровье дошкольников путём «встроенности» оздоровительных мероприятий с использованием Су – Джок терапии в общую систему коррекционной работы учителя – логопеда с детьми с общим недоразвитием речи.
Задачи проекта:
• оказать позитивное воздействие на речь и здоровье детей с ОНР;
• решить коррекционные задачи (артикуляционная гимнастика, постановка и автоматизация звуков на разных этапах, работа над речевым дыханием, фонетическая ритмика и т. д.);
• активизировать мозг, развить межполушарное взаимодействие;
• стимулировать иннервацию речедвигательных анализаторов у детей с ОНР;
• содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
• совершенствовать навыки пространственной ориентации;
• способствовать развитию внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей к школе
Предполагаемые риски:
 возможное нежелание детей выполнять знакомые упражнения с использованием массажных шариков Су – Джок;
 возможная дезорганизация совместной образовательной деятельности с детьми из-за частных падений шариков, их «колючести».

План реализации проекта

Названия этапа проекта, мероприятия

Подготовительный этап
Изучение специальной литературы.
Работа с педагогами и родителями по знакомству с Су-Джок, приемами работы с использованием данного метода.
Разработка конспектов занятий, упражнений с внедрением элементов Су – Джок терапии.
Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков по количеству детей, составление картотек игр, упражнений).

WP_20130402_075.jpg

 Основной этап
Внедрение методов Су – Джок терапии в различные виды коррекционной работы.
Работа с детьми
(непосредственно образовательная деятельность по формированию фонетико – фонетических представлений, по формированию лексико-грамматических представлений, по развитию связной речи, индивидуальная работа по формированию правильного звукопроизношения, в повседневной жизни).

Упражнения с детьми с использованием Су - Джок терапии в следующих видах деятельности:
 фонетическая ритмика (гласные звуки) по авторской методике А. Я. Мухиной с использованием шариков Су – Джок (приложение 1);
 развитие фонематического слуха и восприятия (приложение 2);
 коррекция звукопроизношения, автоматизация звука в слогах, словах, фразах, дифференциация звуков (приложение 3);
 совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания (приложение 4);
 совершенствование лексико-грамматических категорий;
(приложение 5);
 развитие общей и мелкой моторики (приложение 6);
 развитие связной речи (приложение 7)

Работа с родителями
Практикум по использованию Су-Джок терапии, открытые мероприятия, оформление информационных стендов (приложение 8)

Работа с педагогами
Мастер-класс, открытые занятия

 Завершающий
Анкетирование родителей
Диагностика речевого развития детей

Диссеминация опыта
Перспективы распространения результатов проекта
• Уровень детского сада:
Подведение итогов реализации проекта на педагогическом совете.
Представление отчета о реализации проекта на общем родительском собрании.
• Муниципальный уровень:
Презентация проекта на курсах МОУ ДПО «Создание системы работы учреждений дошкольного образования по сохранению и укреплению здоровья дошкольников»,
Презентация проекта на городском методическом объединении учителей - логопедов
• Всероссийский уровень:
Публикация в периодических изданиях.

 Заключение
Анализ полученных нами результатов показал значимость и необходимость подобных занятий с детьми.
Таким образом, вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов коррекции речи, развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон коры головного мозга, выявляет явные преимущества: сокращаются сроки коррекционной работы, повышается качество работы, снижаются энергетических затраты, налаживается преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.
Предполагаемый риск активного использования шариков Су – Джок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи не подтвердился. Дети с большим желанием выполняли упражнения с шариками и пружинками. В случае их отсутствия в совместной деятельности часто задавался вопрос: «А где же волшебные шарики?». Падений с каждым занятием становилось всё меньше и меньше, а на «колючесть» внимание обращалось только в самом начале реализации проекта.
Включение в деятельность детей элементов Су-Джок терапии способствовало созданию атмосферы эмоциональных положительных эмоций, доброжелательному настрою детей и педагогов. Следует отметить, что и сами учителя – логопеды, в системе вместе с детьми применяющие Су-Джок терапию, почувствовали благоприятное воздействие данного метода на организм.
Су-Джок способствовала координации движений и развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, совершенствованию произвольного поведения, внимания, памяти, речи и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Разработанные нами комплексы упражнений с использованием Су-Джок терапии можно рекомендовать логопедам, педагогам и родителям.

Перспективы:
 разработать цикл упражнений фонетической ритмики по авторской методике А. Я. Мухиной с использованием «шариков Су – Джок» для согласных звуков;
 начать работу над проектом по внедрению элементов Су – Джок терапии для детей старшего и подготовительного к школе возраста;
 внедрить данный метод в непосредственно образовательную деятельность по обучению творческому рассказыванию с целью достижения более высокого уровня готовности детей к обучению в школе
Используемая литература:
1.В.М. Акименко. Новые логопедические технологии.
2.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
3.Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
4.Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208

Предлагаю Вашему вниманию презентацию по проекту.


Загрузить: su_dzhok.pdf (2,66 Мбайт)
Автор:  О. Н. Меркулова