Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Использование информационных компьютерных технологий как одно из направлений современной практической логопедии

Использование информационных компьютерных технологий как одно из направлений современной практической логопедии

Компьютер – это резонатор того интеллекта,

с которым человек к нему обращается.

В.Г.Кротов

Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию и коррекции нарушений речи детей имеет личность учителя-логопеда. Учитель - логопед – прежде всего человек грамотный.

А в современном обществе понятие “грамотного человека”, компетентного специалиста расширено по сравнению с аналогичным понятием, используемым в последней четверти XX-века.

Грамотный человек сегодня:

Ø владеет навыками функционального чтения (т.е. умение читать текст с определенной целью);

Ø владеет одним-двумя иностранными языками;

Ø обладает компетентностью в области использования информационных компьютерных технологий;

Ø имеет определенный уровень культуры в обращении с информацией.

Современные информационные компьютерные технологии все больше и больше внедряются учителями – логопедами в практику, становятся необходимой частью логопедических занятий.

Педагоги должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Согласно нормам СанПиНа используется телевизор с размером экрана по диагонали 59-69см. Высота установки1-1,3м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана.

Занятия с использованием компьютера для детей 5-7лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет -15 мин.

Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности развития самих детей. Ведущие мировые специалисты выделяют ряд требований к использованию ИКТ:

Ø исследовательский характер;

Ø легкость для самостоятельных занятий ребенка;

Ø развитие широкого спектра навыков и представлений;

Ø высокий технический уровень;

Ø соответствие возрасту;

Ø занимательность.

Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Учителю-логопеду важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Именно потому, что дошкольники не обладают необходимыми знаниями, соответственно не имеют жизненного опыта, окружающую действительность они воспринимают через и с помощью аудиовизуальных образов и ощущений.

Языком аудиовизуальных образов, ярких и легко запоминающихся, усиленных музыкальным сопровождением, можно донести до детского сознания большое количество информации, которая, в свою очередь, поможет в коррекции речевого недоразвития.

Применение в логопедической работе с дошкольниками информационных компьютерных технологий позволяет поддерживать становление и развитие ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного возрастного периода, — любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.

Система мультимедийных презентаций - одна из самых популярных в логопедической работе. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой, может быть использована на любом этапе занятия.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Использование учителями – логопедами презентаций ведет к усовершенствованию восприятия необходимой информации ребенку с речевыми проблемами. Они не только помогают научиться говорить правильно, но и развивают важные психологические качества: внимательное восприятие, развитие самостоятельных суждений, критическую оценку, творческое самовыражение и воображение, интеллектуальный потенциал.

Происходит также формирование навыков учебной деятельности:

Ø умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу;

Ø умения слышать и следовать указаниям;

Ø  умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам;

Ø  умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности.

Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

В качестве примера приведу авторскую дидактическую сказку "Королевство гласных звуков». Это сказка с использованием компьютерных технологий. Цель её - в доступной и интересной сказочной форме познакомить детей дошкольного возраста с гласными звуками.

8_SLAJD.jpg

В мультимедийной презентации Microsoft Power Point используются авторские рисунки, выполнены средствами Microsoft Offise Word. Геометрические фигуры определенного цвета хорошо подходят для создания образов короля, королевы, принцессы, принца, филина и собаки. Каждому сказочному герою соответствует свой символ гласного звука.

Компьютерные технологии позволяют осуществлять прием одушевления абстрактных символов гласных звуков и создавать образ сказочного мира, в котором они живут. Все задания построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами. Это создает положительную мотивацию, так как ребенку интересно общаться с компьютерными героями.

Красочные рисунки, анимация объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают знакомство с гласными звуками интересным для детей.

Кроме того, при традиционной системе обучения ребенок не всегда может применить полученные знания в ситуации общения, а во время компьютерной презентации у него появляется такая возможность. Это общение способствует развитию собственно коммуникативных навыков у детей.

Именно применение компьютерных технологий позволяет учителю – логопеду создать фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его.

Перевоплощаясь в сказочных героев, радуясь вместе с ними или преодолевая трудности и препятствия, дети с большим удовольствием выполняют логопедические задания, развивают и оттачивают свои способности творчески мыслить и сотрудничать. Это как раз те самые способности, которые больше всего нужны для достижения успеха и удовлетворения человеческих потребностей в XXI веке.

Литература

  1. Босова, Л.Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Л.Л. Босова – М., 2011.
  2. Дейкина А. Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования: дис. канд. пед. наук. — Барнаул, 2010.
  3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000
  4. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
  5. Полат Е.С. Новые педагогические технологии Москва 2000г.
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.:Владос, 1999.