Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Формирование коммуникативных умений – одна наиболее важных проблем педагогической науки. В настоящее время, когда в социальном окружении ребенка наблюдается дефицит доброжелательных взаимоотношений между людьми, воспитанности, культуры поведения и общения, актуальность данной проблемы возрастает в разы. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений решению вопроса формирования коммуникативных умений должно быть уделено более пристальное внимание.

С. Проняева считает, что достаточный уровень сформированности всех видов коммуникативных умений может быть достигнут при поэтапном руководстве организацией общения воспитанников в ходе ролевых игр:

1) Необходимо донести до детей  значение коммуникативных умений в процессе общения. Педагог должен изучить имеющийся у детей опыт общения, развивать у воспитанников потребность в общении, мотивировать их на процесс формирования коммуникативных умений. В ходе образовательной деятельности целесообразно использовать различные информационные карты и схемы, в которых указываются средства общения, основные пути достижения цели, примерные ситуации общения.

2) Ознакомление детей с содержанием умений, их структурой при определении игровых ролей. Закрепление детьми имеющихся знаний понятий «умение», «роль» и практических ролевых действий, которые базируются на этих понятиях; введение детей в процесс ролевого общения, накопление знаний о ролевых действиях и их воспроизведении;

3) включение детей в решение игровых заданий, в совместную деятельность по овладению коммуникативными умениями. Выполнение детьми имитационных задания, под полным руководством воспитателя; направляемых воспитателей неимитационных заданий для достижения наиболее точного проигрывания ролей, выполнения правил игры.  Постепенный переход от имитации практических действий к самостоятельному воспроизведению их в заданиях неимитационного характера, которые могут изменяться. Формирование оценки воспитанникам своих коммуникативных умений.

4) Применение дошкольниками уже усвоенных коммуникативных умений в их коллективной творческой деятельности. Использование разнообразных форм проведения занятий с детьми: творческая деятельность, художественно-образная работа; коллективное сочинение грамматических сказок, решение задач фантастического содержания. Поощрение самостоятельного выбора роли, создания собственной ситуации общения.

         Исследователи проблемы сформированности коммуникативных умений у дошкольников рекомендуют использование различных способов и методов работы с детьми.

         Е. О. Смирнова считает, чтобы общение детей было полноценным, чтобы между ними создавались гуманные отношения простого наличия игрушек и других детей недостаточно. Посещения дошкольного учреждения само по себе не развивает ребенка социально. Воспитателю детского сада нужно целенаправленно и  правильно организовать игровую форму детского общения. Автор предлагает следующие пути формирования коммуникативных умений детей:

- во-первых, организовать коллективную предметную детскую деятельность;

- во-вторых, формировать их субъектное, более эффективное взаимодействие. Педагог должен наладить добрые отношения между детьми, привлечь их внимание к характерным особенностям друг друга с помощью демонстрации достоинств ровесников, ласкового к ним обращения, похвалы партнера по игре, просьба повторить его действия.

          Л. Н. Галигузова и Е. О.Смирнова в книге «Ступени общения: от года до семи лет» особое внимание отводят игре. Авторы считают, что общение и игра детей дошкольного возраста довольно тесно связаны. Поэтому, проводя работу по формированию внеситуативного общения, педагоги подготавливают,  затем доводят до совершенства игровую деятельность детей. Организацией сюжетно-ролевой игры взрослые способствуют развитию общения воспитанников.

Д. Б. Эльконин определяет три типа деятельности, способствующие развитию общения взрослого  и ребенка:

1) Совместные организованные занятия, где педагог руководит деятельностью ребенка посредством предлагаемых заданий, оценки их выполнения. Педагог при этом непосредственно присутствует или предстает как отображение отношений детей со взрослыми в целом. Лишь к концу дошкольного детства появляются специфические отношения к педагогу как к наставнику, учителю и к занятию как к уроку, в котором имеются чисто учебные цели и задания.

2) Деятельность в различных режимных моментах, в которой коммуникативные отношения педагога и ребенка представлены в непосредственной форме.

3) Игра. В ней педагог присутствует опосредствованно, со своим специфическим отношением к другим людям и вещам, через роль, которую принимает на себя ребенок.

       Отечественное дошкольное образование прошло долгий путь от единственной, обязательной для всех дошкольных учреждений программы в советское время до огромной вариативности программ в 90-е годы. Но времена постепенно меняются, претерпевают изменения образовательные программы и требования к ним. Этого придерживались и авторы Федерального государственного образовательного стандарта, стремясь отразить изменения, произошедшие в стране и образовании.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,  «Социально-коммуникативное развитие» – новая образовательная область, одна из пяти.

Социально-коммуникативное развитие имеет следующие направления: усвоение принятых в обществе норм и ценностей, включая нравственные и моральные ценности; формирование умения общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; развитие таких качеств, как  целенаправленность, самостоятельность, саморегуляция своих действий; развитие эмоционального и социального интеллекта, сопереживания, эмоциональной отзывчивости, формирование чувства принадлежности и уважительного отношения к своей семье, к сообществу взрослых и детей дошкольной организации; формирование позитивного отношения к различным видам творчества и труда; формирование основ безопасности в социуме, быту, природе.

В проекте примерной общеобразовательной программы дошкольного образования программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой определяются следующие направления социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста:

1) социализация, развитие общения, нравственное воспитание,

2) ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание,

3) самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание,

4) формирование основ безопасности.

Формировать коммуникативные умения целесообразно в совместной организованной деятельности как наиболее доступной для этого возраста модели. В качестве одной из форм организации этой деятельности используются игровые занятия, содержащие игры на развитие информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных умений, оздоровительные игры и упражнения, этюды и упражнения для снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Обучение детей осознанию и выражению своих эмоций, создание проблемных ситуаций, беседы о правилах поведения и, конечно, предоставле­ние творческой инициативы позволяют детям чувствовать себя более уверенными, успешно общаться со взрослыми и сверстниками, демон­стрировать адекватное поведение.

Большую роль в формировании умений старших дошкольников общаться играет организация предметно-развивающей среды, которая способствует объединению предметных и социальных средств и моделирует содержание формируемых коммуникативных умений детей в различных видах детской деятельности.

Автор:  О. Н. Меркулова