Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Стандарт – это норма необходимого разнообразия»

А. Г. Асмолов [1, С. 14]

Одно из направлений ФГОС дошкольного образования – непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность. Для учителя-логопеда, оказывающего помощь «неговорящим» детям на первом этапе общения с ними, это особенно актуально.

DSCN0279.jpg

Многоплановость профессионального подхода учителя-логопеда в отношении детей с диагнозом «моторная алалия» или заключением «общее   недоразвитие речи, I уровень», т. е. при отсутствии активной речи ребенка 3-5 лет, состоит в том, что объектом особого внимания становиться не столько сам речевой недостаток, сколько «безречевой» ребёнок в окружении близких ему людей.

Такая смена коррекционно-педагогических акцентов требует пересмотра подходов к организации и содержанию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида для детей с нарушениями речевого развития. Индивидуализация воспитания, совместная работа специалистов ДОО и родителей – вот главные принципы, обеспечивающие успешность современного дошкольного коррекционно-образовательного процесса.

Опыт работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи I уровня позволил систематизировать практический материал, необходимый на первом этапе общения с «неговорящими» детьми и дать родителям практические навыки разрешения проблем ребёнка с ярко выраженным речевым недоразвитием. При его использовании на первом плане стоят согласованность, адекватность требований взрослых (учителя-логопеда, родителей) и правильный выбор стратегии и тактики общения с ребёнком. Именно это выступает в качестве главного фактора, запускающего решение речевых проблем.

Создать такой практический материал помогло применение информационных компьютерных технологий, которые позволяют языком аудиовизуальных образов, ярких и легко запоминающихся, донести до детского сознания необходимую информацию с целью коррекции речевого недоразвития.

Материал представляет собой пять блоков-презентаций. Каждый блок упражнений отрабатывается поэтапно с ребёнком во время логопедических занятий с использованием компьютерных технологий. Далее этот же блок предлагается родителям ребёнка в качестве домашнего задания с использованием компьютера. Некоторые картинки анимированы, что позволяет стимулировать появление звукоподражаний и первых слов у ребёнка с отсутствием активной речи.

         Все задания в презентации Microsoft Power Point предлагаются ребенку в игровой форме. Игровая деятельность обладает мощным воспитательным, обучающим, развивающим и адаптирующим потенциалом. В логопедической практике игра давно стала одним из инструментов активизации речевых и познавательных способностей детей, воспитания у них устойчивого интереса, потребности в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. Ребёнок живёт в современном информационном пространстве, поэтому «разнообразная полезность» игровых методов и приёмов сочетается с использованием компьютерных технологий, которые дают возможность одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

         Каждый блок игровых заданий начинается с памятки для родителей: «Помните, что подражание - одно из основных средств воспитания и обучения. Если хотите обучить ребенка выполнять какое-либо действие, выполняйте его сами на глазах у ребенка.

         Особенность первоначально предъявляемых картинок в том, что они не цветные. Черно-белое исполнение на белом фоне помогает привлечению внимания «неговорящих» к содержанию картинки.

         Картинки «оживают», если Вы, рассматривая их с ребенком, начинаете не со слов «это лошадь», а с вопроса-восклицания: «Кто (что) тут?!». Это важно делать для пробуждения интереса у малыша.

         Позднее, когда у ребенка появятся первые слова, картинки становятся цветными.

         Работа с презентациями должна быть такой же эмоциональной, как и любая совместная игровая деятельность. Только заинтересованность самого взрослого может вовлечь малыша во взаимодействие».

         1 блок. Развитие произвольных действий, сопряжённых с речью.

         Вызывание речевой активности у неговорящего ребёнка должно проходить постепенно и ненавязчиво. Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо ребёнок понимает взрослого. Первоочередная цель, которая стоит перед педагогом, занимающимся с неговорящим ребёнком - сформировать потребность в общении, вызвать звукоподражания, лепетные и упрощённые слова по речевому образцу, данному взрослым. Первоначально общение взрослого с ребёнком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребёнка вступить в контакт.

         С этой целью при выполнении совместных с педагогом или родителем движений широко используются звуковые и речевые стимулы.  Упражнения на развитие общей моторики проводятся под музыку. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи, обогащает словарь - движения становятся точными, координированными. Например, выполнение двигательного упражнения под музыкальное сопровождение «Носик! Где ты? Носик пропал!» (песня Е. С. Железнова «Музыка с мамой» (рис. 1, рис. 2)

        2 блок. Вызывание звукоподражаний.

         Ребёнок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка. Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определённой, конкретной ситуацией. На этом этапе ребёнок вместе со взрослыми имитирует различные звуки

         3 блок. Работа над гласными звуками с использованием их символов.

Общение взрослого с ребёнком переходит на приобщение его к знаковой системе языка с помощью звуковой символики                

         4 блок. Работа над звукокомплексами из гласных звуков.

         На этом этапе работы отрабатывается чёткое и слитное произношение звукокомплексов.

         После отработки всех гласных звуков и различных звукокомплексов детям и их родителям предлагается авторская дидактическая сказка "Королевство гласных звуков». Цель её - в доступной и интересной сказочной форме познакомить детей дошкольного возраста с гласными звуками.

         В мультимедийной презентации Microsoft Power Point «Сказка «Королевство гласных звуков» используются авторские рисунки, выполнены средствами Microsoft Offise Word. Геометрические фигуры определенного цвета хорошо подходят для создания образов короля, королевы, принцессы, принца, филина и собаки. Каждому сказочному герою соответствует свой символ гласного звука.

         Компьютерные технологии позволяют осуществлять прием одушевления абстрактных символов гласных звуков и создавать образ сказочного мира, в котором они живут. Все задания построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация (Злая туча похитила голоса жителей королевства) , решение которой производится доступными ребенку средствами (вернуть голоса, протянув нужный гласный звук)

Это создает положительную мотивацию, так как ребенку интересно общаться с анимированными компьютерными героями. Красочные рисунки, анимация объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают знакомство с гласными звуками интересным для детей и их родителей.

         5 блок. Формирование глагольного словаря.

         На этом этапе при появлении первых глаголов в повелительном наклонении необходимо постоянно побуждать детей к произнесению этих отдельных, доступных им слов-действий, картинки для которых также анимированы.

Предложенные вашему вниманию задания доставят удовольствие не только детям, но и самим родителям, в особенности, папам, которые, проводя своё время с компьютером, находят возможность общаться с его помощью с ребёнком.

Разработанный алгоритм логопедической работы позволяет влиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности. Эта совокупность действий (в системе взрослый-ребёнок), выполняемых в установленном порядке, помогает детям с различными вариантами речевой патологии.

Только тогда, когда педагоги и родители неговорящих детей будут терпеливыми, доброжелательными, разнообразными, упорными в общении с ними, наш труд будет вознагражден.

 

Список использованных источников.

  1. Асмолов А. Г / Интервью с А. Г. Асмоловым // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №5. – С.14–18.
  2. В. Киселева, О. Громова // Дошкольное воспитание. - 2007. – No 11. - С. 103 - 112.
  3. Громова, О. Е. Произвольная артикуляция и усвоение первых слов в начальном детском лексиконе / О. Е. Громова // Дефектология. - 2007. – No 5. С. 57 - 66.
  4. Жукова, Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2005. – 320 с. – (Учимся играя). Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш.учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. –М.: ЛАДОС, 2002. – 680 с. – (Коррекционная педагогика).
  5. Киселева, В. Ваш ребенок не говорит? / В. Киселева // Дошкольное воспитание. - 2007. – No 6. С. 103 - 112.
  6. Киселева, В. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития /
  7. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. – СПб: Питер, 2004. – 352 с.
  8. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для логопедов / Е. А. Пожиленко. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
  9. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учеб. - метод. пособие / под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 224 с.
Автор:  О. Н. Меркулова