Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Логопедические игры на свежем воздухе

Логопедические игры на свежем воздухе

Логопедические игры на улице можно условно разделить на три подгруппы:

  • активные – связанные с движениями (бег, прыжки) и отдельными спортивными состязаниями;
  • пассивные – неторопливые тихие занятия, как индивидуальные, так и коллективные;
  • сюжетно — ролевые – можно отнести и к первой и ко второй группе, поскольку они сочетают в себе элементы как активных, так и спокойных развлечений.

IMG-73948c23f60858c402d6d4724c16dd0b-V.jpg

В любых случаях применим специальный инвентарь: спорт. снаряды, различные дидактические пособия. Обе эти группы следует чередовать, чтобы кроха не утратил интереса, и ему не казалось, что отдых превращается в скучный урок или наоборот не перевозбудился от чересчур шумных шалостей.

DSCN2680.jpg

Желание двигаться естественно для детского организма. Тактильный голод, недостаточный темп наращивания мышц, отсутствие стимуляции от рецепторов опорно-двигательного аппарата тормозит совершенствование речи. Логопедические подвижные игры выбирайте так, чтобы они соответствовали возрасту и психическим особенностям. Необходимо учитывать, какой информационный багаж уже имеется, понимает ли крошка обращенный к нему текст, правила, которые требуется соблюдать, умеет ли работать в команде.

Самыми простыми и доступными являются затеи с мячом и скакалкой. Можно тренироваться вдвоем или компанией, устраивать целые соревнования. Ведь именно в состязаниях формируется командный дух, стремление к успеху, осознание собственной значимости.

  • Перебрасывая мячик, называйте только предметы, начинающиеся на заданный слог или на указанную тематику: фрукты, овощи, мебель, одежда.
  • Модернизируйте всем знакомые «Города» — один произносит название предмета или имя, а следующий подбирает другое на крайнюю букву (например: апельсиН – НосоК – КиТ – Танк или Коля – Яна – Артем – Мария)
  • Применение уменьшительно — ласкательных суффиксов – взрослый кидает шар и говорит слово, малыш возвращает его, превратив сказанное в ласковое название (книга – книжечка, зайка – заинька, лиса – лисонька, волк – волчонок и др).
  • Задание для обогащения словаря и распознавание эмоций – перекидываясь, дети озвучивают всевозможные благодарности (благодарю, спасибо, пожалуйста), извинения (прости, извините, жалко), приветствия (привет, здравствуйте, добрый вечер, доброй ночи) и т.д.
  • Обучение образованию прилагательных: родитель говорит из чего сделана вещь, сын или дочка создают прилагательное (например, сапожки из резины – резиновые, пирожное из меда – медовое, гвоздь из железа – железный, шляпка из соломы — соломенная и т.д.)
  • «Кто сколько знает…» — участники находятся вокруг центра и, бросая мячик, называют пословицы. Можно задать определенную тему: труд, год, хлеб и т.д. Тот, кто в очередной раз не вспомнит поговорку, выходит из круга. Чемпион — последний оставшийся.
  • Нарисуйте на асфальте мелом кружочки, а внутри каждого буковку. Пусть ребятки бегают вокруг, а по хлопку занимают те, в которых нарисованы только согласные (гласные, звонкие, глухие и т.д.) Либо, попав в кружок с буквой, кроха говорит соответствующее существительное.
  • Бродя по лесу подсчитывайте количество собранных грибов, цветочков в букете, встреченных пеньков или муравейников.

В летний зной на прогулке не обязательно использовать только речевые игры. Это могут быть развлечения, связанные с формированием крупной и мелкой моторики, тренировкой ловкости, наблюдательности, быстроты реакции, координации. Командные конкурсы способствуют выработке честности, терпения, выносливости, дисциплинированности. Преодоление препятствий и усилия, которые приходится прилагать помогают формировать решительность, стрессоустойчивость и другие волевые качества.

  • Поставьте в одну линию разноцветные ведерки или тазики, предложите кидать в каждый шарики соответствующего цвета.
  • Привяжите к забору или ветке воздушные шары, пробуйте сбивать их небольшими острыми камушками. А если на каждом нарисовать цифру, то можно потренироваться в соблюдении последовательного счета.
  • Передвижение на скорость в мешках – веселое соревнование, которая непременно порадует маленьких и больших участников.
  • Постройте из хворостин воротца и прокатывайте резиновый мячик – так оттачивается глазомер и ловкость, также можно выбивать из ряда пластиковые бутылки.
  • Соорудите из газеты конусообразный колпак. Один надевает его на голову и пытается убежать, остальные стараются сбить колпачок. Выигрывает тот, у кого это получится чаще других.

Хороши на свежем воздухе народные забавы, они позволяют прикоснуться к культуре собственного народа и познакомиться с традициями других народностей, населяющих нашу страну. Водить хороводы под плясовую музыку или песнопения, упражняться в лапту, сталкивать соперников мягкой подушкой с невысокого помоста, прыгать через веревочку, плести венки – лишь немногие затеи, пришедшие к нам с древних времен. А уж «Жмурками» и «Цепи-цепи кованы» заполняли свой досуг наши бабушки и дедушки.

Если вы уже набегались, напрыгались и хочется посидеть и отдохнуть, то и тут есть чем заняться с пользой. Альбомы, краски, картинки, куклы и машинки, посудка и ведерки с лопатками, взятые с собой из дома, очень пригодятся, но если их нет – не беда.

  • С помощью шишек или камней разного цвета можно сразиться в «крестики — нолики» и шашки, расчертив поле прямо на земле.
  • Построить настоящий город из песка или создать трассу для миниатюрных пластмассовых или металлических автомобилей.
  • Рисовать, писать предложения и цифры, решать примеры получится на песочке или земле палочкой, пальчиками, а на асфальте – цветными мелками или кусочком красного кирпича.
  • Выкладывайте травинками, галькой, шишечками слоги.
  • Рисование на песке увлекательно и полезно для мелкой моторики.
  • Вместе с вашим любимым чадом «сварите» вкусный «обед» для кукол из травы и листиков.
  • Если под рукой оказались краски – устройте вернисаж на камнях, раскрашивая их как зверюшек и насекомых или нанося изображения солнца, домиков, радуги и т.д.
  • Совершенствование фонематического слуха – произносите нараспев различные слоги, ваш маленький ученик хлопает в ладоши, когда услышит загаданный звук.
  • Взрослый обозначает любой предмет или животное, а воспитанник отвечает на вопрос «что делает»: машина – едет, самолет – летит.
  • На отдыхе, даже просто валяясь на травке и наслаждаясь солнышком и беззаботностью, приятно вместе петь песенки, вспоминать стихи.
  • Неиссякаемый интерес вызывает пальчиковый театр, сделанный из подручных материалов – бересты, листьев.
  • Скатайте из бумаги небольшой круглый комочек и устройте соревнование у кого быстрее получится сдуть его с горизонтальной поверхности. Можно сесть двоим соперникам напротив и силой воздушной струи загонять комок на территорию противника.
  • Побеседуйте о том, какое сейчас время года, а что было до него и что будет после. Какие месяцы считаются летними и почему? Сколько месяцев в году, а сколько недель или дней?
  • Гуляя по берегу водоема, расскажите, какие обитатели встречаются в глубине озера, пруда или речки, как они живут, чем питаются, почему не приспособлены жить на суше. В лесу вспомните названия деревьев, лесных обитателей, чем они питаются, где спят, как зовут детенышей и пр.
  • Поощряйте любопытство юного исследователя, отвечайте на вопросы развернуто, давайте как можно больше информации в доступном виде.
  • Соберите гербарий

Очень важным этапом формирования коммуникативных возможностей является умение построить сюжетную линию, распределить или взять на себя задуманные роли. Предлагайте вашему чаду понянчить кукол, побыть морскими пиратами или воплотить любимую сказку («Колобок» для совсем крошек, «Золушку», «Емелю», «Кота в сапогах» — для тех, кто постарше). Умение работать сообща, держаться в рамках своей роли, осмысливать и передавать чувства персонажей и их эмоции, не обижаться и не конфликтовать научат в дальнейшем строить отношения с другими людьми в коллективе.

 

Автор:  О. Н. Меркулова