Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Варианты игровых заданий в работе учителя - логопеда

Варианты игровых заданий в работе учителя - логопеда

Краткая аннотация.
Учителю – логопеду приходится долго и упорно искать тот материал, который разнообразит занятия, чтобы они не наскучили малышу. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.
В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда учителю – логопеду приходится долго и упорно искать тот материал, который разнообразит занятия, чтобы они не наскучили малышу. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
Приведу несколько вариантов.
Для автоматизации звука в словах можно использовать таблицу, состоящую из клеток . В некоторых из них – картинки с наличием автоматизируемого звука в начале, середине или конце слов.
Задания: «Найди и назови картинку, если двигаться от буквы на третью клетку справа», «Найди и назови картинку, если двигаться от буквы на одну клетку вниз и на пять клеток вправо», «Найди и назови картинку, если двигаться от буквы на одну клетку вниз и на пять клеток вправо и на одну вверх». Эти задания постепенно усложняются. А кроме необходимой мотивации найти слово, ребенок учится ориентироваться на листе бумаги.

-0w9sh8g7n.jpg                                   Таблица для автоматизации звука «Ш» в словах.
Вместе с детьми можно оправится на День Рождения к Тигрёнку и собрать ему в красивую коробку только те подарки, в названии которых есть звук «Р» .

hzwshgne.jpg

Интересно, когда в гости отправляется игровой персонаж, например, Змейка. По дороге ей приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда и называть правильно встречаемые на пути предметы.

ezhdlor.jpgРаскладывая картинки по мере убывания, можно проговаривать словосочетания, правильно согласовывая существительные с числительными, автоматизируя звуки «Л», «ЛЬ»

dlorpa.jpgДля того чтобы отработать упражнение «Моторчик», сначала нужно собрать из разрезных картинок дорогу

ehzwshgn.jpgДорога готова, машина едет, мотор ревет: «ДРРРРРРРРРР»

ezhyudbl_otrip.jpg

Все эти игровые задания проверены в процессе многолетней работы с детьми разного возраста и различного характера речевых нарушений. Они обобщают всё ценное, что накоплено к настоящему моменту в области развития речи. Игротека как бы разговаривает с ребёнком “детским языком”. Игры предполагают работу с мелкой моторикой: ребёнок производит тактильные действия (берёт, кладёт, перебирает карточки, картинки). У детей развито образное мышление, основной способ познания мира - игра, а интеллект связан во многом с мелкой моторикой. Разглядывать картинки, играть, проявлять двигательную активность (”работать пальчиками”) - это ребёнку просто нравится. Использование игр делает процесс постановки, введения и автоматизации звуков в речи интересным, творческим, увлекательным, лишённым рутины и однообразия. Предложенные игры - хорошее подспорье как для логопедов, так и для родителей.
Список использованной литературы
• Зуева Л.Н. Логопедия для дошкольников. Занимательные упражнения по развитию речи. В 4 альбомах. Издательство: АСТ,2009 г.
• Климонтович Е. Ю. Увлекательная логопедия. Пособие по развитию речи Издательство: Центр лечебной педагогики, 2010Коноваленко В.В. Дидактический материал для логопедов. Альбом 2 Автоматизация шипящих звуков у детей. Издательство: Гном и Д, 2009
Иллюстрации.
• "Мои первые игры. Большой-маленький" (Дрофа)
• Игра настольная. ДСМ, Забавные машинки (Дрофа)