Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Молчанова Людмила Николаевна,
заведующий МДОУ д/с № 31
компенсирующего вида городского округа Орехово – Зуево,
Меркулова Ольга Николаевна, Бурковская Елена Юрьевна,
учителя – логопеды МДОУ д/с № 31
компенсирующего вида городского округа Орехово – Зуево
«Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха».
Александр Асмолов,
руководитель Федерального института развития образования, председатель рабочей группы
разработчиков ФГОС
Создание психолого-педагогических условий необходимо для реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОУ компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи. Над этим работает команда педагогов – единомышленников под руководством заведующего ДОУ. От их воли, последовательности и профессионализма зависит социализация каждого ребенка с особенностями речевого развития.
Основной формой обучения в ДОУ детском саду № 31 компенсирующего вида городского округа Орехово - Зуево для детей с общим недоразвитием речи являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Их содержание определяется с учётом структуры нарушения и потенциальных речевых возможностей ребенка.

WP_20141001_001.jpg
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя.
Режим дня и расписание занятий учителя - логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей.
Комплектование групп детей с ОНР осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Для оформления в логопедические группы необходимо комплексное обследование ребенка членами ПМПК с целью выявления его особых образовательных потребностей. На комиссию предоставляются документы:
- выписка психоневролога, которая включает анамнестические данные о ребенке, указания на наличие (отсутствие) органического поражения ЦНС, а также заключение об интеллектуальном развитии ребенка;
- заключение врача отоларинголога, в котором указывается состояние физиологического слуха ребенка, наличие или отсутствие заболеваний ЛОР-органов;
- логопедическая характеристика ребенка, в которой содержатся сведения о степени сформированности отдельных компонентов языковой системы, при этом она содержит примеры детских высказываний, иллюстрирующих общее недоразвитие речи;
- педагогическая характеристика, в которой отражено:
• насколько ребенок проявляет интерес к занятиям;
• какие задания вызывают у него наибольшие трудности;
• насколько ребенок усидчив во время занятий;
• как быстро ребенок переключается с одного вида деятельности на другой;
• насколько он критичен в оценке своих результатов при выполнении задания;
• насколько продуктивно использует помощь взрослого в случае возникновения затруднений.
Особое внимание обращается на игровую деятельность и степень речевой активности в процессе игры.
Анализ предоставленных документов и первичное обследование ребенка позволяют обосновать необходимость его зачисления в ДОУ компенсирующего вида.
Логопедическое обследование проводится индивидуально с каждым ребенком в течение первых двух недель сентября. Оно включает два раздела:
• «Общая диагностика»;
• «Речевая диагностика».
По итогам обследования заполняется Речевая карта.
Речевая карта — это документ, характеризующий состояние речи ребенка, поступившего в логопедическое учреждение. Её заполняет учитель – логопед на основании данных обследования. В карте отмечаются сведения о ребенке, анамнез, состояние всех компонентов речи на момент обследования, состояние артикуляционного аппарата, записывается заключение о состоянии речи, план коррекционной работы. Речевая карта остается у учителя – логопеда и служит для отслеживания динамики развития речи.
Во время проведения диагностики родителям предлагается посетить учителя – логопеда с целью заполнения анамнеза – анкеты в Речевой карте, в которой описываются основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. По результатам диагностики учитель - логопед делает заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультаций родителей знакомят с результатами обследования, информируют о планах логопедической работы.
Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекции речевого недоразвития требует от учителя - логопеда углубленного изучения речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей. Знание индивидуальных характеристик ребенка позволяет организовать различные формы учебного процесса и обосновать частные приемы коррекции. С этой целью учитель - логопед проводит обследование звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова, грамматического строя, связной речи каждого ребенка.
В Речевой карте для каждого ребенка фиксируются ошибочные ответы детей и приводятся образцы их высказываний. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, аргументированным конкретными данными обследования. Определяется индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Педагоги учреждения - опытные работники, имеющие первую и высшую квалификационные категории. Они активно внедряют в практику информационно – компьютерные технологии, инновационные методы и приёмы, что позволяет достичь коррекции речевой патологии в максимально сжатые сроки.
Предметно-пространственная среда нашего учреждения компенсирующего вида продумана и организована для содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.
В ДОУ имеются специально оборудованные кабинет заведующего, методический кабинет, кабинеты педагога - психолога и учителей - логопедов, медицинский кабинет, физкультурный зал, спортивный комплекс на улице, участки для прогулок детей, музыкальный зал, изостудия, экологическая комната, театральная студия, уголок краеведения «Русская изба», групповые помещения с учётом возрастных особенностей детей.

WP_20151103_028__kopiya.jpg
Методическое и дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса соответствует рекомендованному статусу. В логопедической работе используются пособия для постановки и автоматизации звуков, обогащения словаря, формирования и совершенствования грамматического строя речи, фонематической системы речи, развития связной речи, мелкой моторики.
Активное внедрение в практику информационно – компьютерных технологий, применение различных инновационных методов и приёмов, использование разнообразных пособий (палочки Кьюизенера, блоки Дьеныша, развивающие игры Воскобовича, коврографы, природный материал, суджок – шары и др.) позволяет достичь коррекции речевой патологии в максимально сжатые сроки.
Современные требования к условиям реализации Программы включают в себя поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Педагоги – практики нашего учреждения компенсирующего вида считают, что результат работы с ребёнком с особенностями речевого развития напрямую зависит от степени участия в образовательной деятельности родителей.

2_SL.jpg
Мы имеем большой опыт работы с так называемыми «неговорящими» детьми. Для учителей – логопедов это известный термин «общее недоразвитие речи, первый уровень» или «моторная алалия».
В этом году систематизирован накопленный практический материал, необходимый на первом этапе работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, первый уровень.
Для родителей таких детей созданы пять авторских блоков – презентаций:
• развитие произвольных действий, сопряжённых с речью;
• вызывание звукоподражаний;
• работа над гласными звуками;
• работа над звукокомплексами из гласных звуков;
• формирование глагольного словаря.
Существует ПАМЯТКА для родителей по выполнению заданий:
• все задания предлагаются ребенку в игровой форме;
• особенность картинок в том, что они не цветные, черно – белое исполнение помогает привлечь внимания совсем маленьких детей к содержанию картинки;
• картинки «оживают», если Вы, рассматривая их с ребенком, начинаете не со слов «это лошадь», а с вопроса – восклицания: «Кто (что) тут?!», это важно делать для пробуждения интереса у малыша;
• работа с картинками должна быть такой же эмоциональной, как и любая совместная игровая деятельность. Только заинтересованность самого взрослого может вовлечь малыша во взаимодействие.
Каждый блок упражнений отрабатывается с ребёнком во время логопедических занятий с использованием информационно – компьютерных технологий. Далее этот же блок предлагается родителям ребёнка в качестве домашнего задания. Некоторые картинки анимированы, что позволяет стимулировать появление звукоподражаний и первых слов у ребёнка с отсутствием активной речи.
Многие задания доставляю удовольствие и самим родителям, в особенности, папам, которые, общаясь с компьютером, общаются с его помощью и с ребёнком.
Мы желаем всем педагогам и родителям, помогающим детям с общим недоразвитием речи, быть терпеливыми, доброжелательными, упорными в общении с детьми и тогда наш труд будет вознагражден, а ребенок преодолеет сложности речевого общения.
Значимость дошкольного детства с современной точки зрения рассматривается гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — Стандарт развития», из выступления на Всероссийском съезде работников дошкольного образования, 2013 г.
2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? - М., 2004
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
4. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : Практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Изд. 3-е. – М. : Айрис-пресс ; Айрис-дидактика, 2005. – 212 с. – (Библиотека логопеда-практика).