Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей с общим недоразвитием речи, побудить у них интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Бала поставлена задача так построить обучающий процесс в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, чтобы на уровне эмоционального осознания способствовать появлению у детей познавательного интереса. Здесь нам на помощь пришли методы ТРИЗ  (теории решения изобретательских задач автора Г.С. Альтшулера).Познакомиться с презентацией по теме

Специфика логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, обусловлена, с одной стороны, недоразвитием всех компонентов речевой системы, с другой - характером нарушения высшей нервной деятельности. У дошкольников с ОНР не сформированы многие неречевые психические функции: мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. В ряде случаев из них выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость и другие личностные особенности. Недоразвитие речи и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения.

Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей с общим недоразвитием речи, побудить у них интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Бала поставлена задача так построить обучающий процесс в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, чтобы на уровне эмоционального осознания способствовать появлению у детей познавательного интереса. Здесь нам на помощь пришли методы ТРИЗ  (теории решения изобретательских задач автора Г.С. Альтшулера). Внедрение их в логопедический процесс позволило активизировать у детей память, внимание, фонематическое восприятие и ряд других высших психических процессов и функций. Применение на логопедических занятиях методов ТРИЗ, позволяющих задействовать как можно больше анализаторов, использовать занимательный наглядный материал, усложняющийся на разных этапах обучения, помогло достигнуть намеченных задач.

Опыт работы по использованию теории решения изобретательских задач в логопедический процесс  показал, что обучение детей с общим недоразвитием речи становится   радостным и увлекательным. На логопедических занятиях с элементами ТРИЗ  дети раскрепощены, свободны, радостно воспринимают предложенные учителем-логопедом задания, любят открывать новое, необычное. У дошкольников формируется эмоциональная отзывчивость на задание с целью преодоления речевого недоразвития, у них развивается произвольность и контроль  своих действий.                             

У ребенка с речевыми нарушениями первоначальные ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями. Начинают формироваться общие категории мышления: освоение ребенком знаковых систем через методику моделирования и  методику противоречий. В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это является одной из важнейших основ развития речи ребенка, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

В содержании лексико-грамматических фронтальных занятий в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи могут найти применение такие ТРИЗовские методы, как метод морфологического анализа, метод системного анализа, метод противоречий, метод активизации перебора вариантов, метод контрольных вопросов.

            При ознакомлении детей с лексической темой интересно используется метод фокальных объектов. Он используется для упражнений по развитию воображения. Это когда прототип наделяют посторонними признаками. Этот метод позволяет детям быстро и с интересом подбирать прилагательные и другие части речи для образования новых словосочетаний. Например, детям дается слово «зима». Подбираются еще два слова (солнце, снежинка). К этим словам  идет подбор определений. Солнце - теплое, светлое, лучистое, ласковое, снежинка - искристая, белоснежная, холодная. В следующем задании детям предлагается составить словосочетания со словом зима. Получаем словосочетания: зима солнечная, снежная, искристая, белоснежная и т. д. На основе знакомых уже детям характерных особенностей животных и птиц можно придумывать с детьми фантастические (сказочные) образы животного, птиц.

            Метод противоречий отражает конфликт между частями или свойствами. В логопедической работе этот метод раскрывается в игре «Хорошо-плохо» согласно лексической теме или ее вариантах - «Удобно-неудобно», «Нравится - не нравится» и др. Например, «хорошо, что еж колючий: его не обидит волк, но плохо, что его не погладишь». «Зима нравится тем, что можно кататься на лыжах, но не нравится, потому что бывают сильные морозы». Противоречия проговариваются в пословицах по лексической теме, например: «Мороз не велик, а стоять не велит», «Любишь кататься – люби и саночки возить»; в загадках, например: «Без рук, без ног, а рисовать умеет», «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».            

             Эти приемы, а также метод контрольных вопросов, который дает применение наводящих вопросов, можно увидеть на примере фронтального лексико-грамматического занятия «Модели вопросительных предложений. Слова-признаки», « Звук и буква «Р», «Развитие изобретательских умений на примере лексической темы «Весна» и др. Эти занятия можно позиционировать и как интегрированные.

             В содержании фронтальных занятий по зуко-буквенному анализу и подготовке детей к обучению грамоте широко используется ТРИЗовский метод  маленьких человечков. Это один из инструментов ТРИЗ. Гласные звуки, согласные мягкие и согласные твердые, согласные звонкие и согласные глухие моделируются определенного цвета костюмом, положением губ, отсутствием или присутствием колокольчика. Такой человечек-звук приходит на каждое занятие про звук и букву.

Метод маленьких человечков позволяет составлять и прочитывать слоги и слова. В процессе моделирования у детей с общим недоразвитием речи формируется знаковая функция сознания, т. е. они усваивают возможности установления отношения замещения между двумя объектами. Уровень формирования наглядно-символической деятельности определяет степень готовности детей 7 года жизни с ОНР.

             На  занятиях по зуко-буквенному анализу и подготовке детей к обучению грамоте большой интерес у дошкольников вызывает ТРИЗовский метод проб и ошибок. Это основной метод решения изобретательских задач. Суть его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных вариантов решения: если выдвинутая идея оказывается неудачной, ее отбрасывают, а затем выдвигают новую, пака не получают правильный вариант. Такой метод интересно применяется при выкладывании схем букв. Детям предлагается выложить букву, лежа определенным образом на полу или ковре согласно заданной схеме. Это коллективное выполнение задания имеет много проб и ошибок, в результате которых возникает правильно выложенный образ буквы. Например, буквы «Р».

          ТРИЗовский метод проб и ошибок используется при выкладывании детьми изучаемой буквы из камешков.

           В содержании занятий по развитию связной речи включаются метод активизации перебора вариантов, метод противоречий, метод проблемной ситуации. Метод активизации перебора вариантов предполагает творческое отношение к рассказыванию. Например, дети могут придумать свой вариант окончания рассказа.

 Разрешают противоречие дети с ОНР на занятиях по рассказыванию по картине с проблемным сюжетом, разработанных Т. А. Ткаченко. Так, например, рассматривая картину «Маленькие помощники», дети отмечают, что смастерить скворечник для скворцов – это очень хорошо, это поможет птицам прокормиться и вырастить потомство. Плохо, потому что скворечник прибили к дереву гвоздями, из-за этого дереву больно, оно может погибнуть. Дети предлагают свои варианты разрешения проблемы.

           Без внимания с точки зрения решения изобретательных задач не оставлены и индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. Широкое применение нашли игры с мячом с элементами ТРИЗ: «Кто кем был», «Кто кем будет», «Хорошо или плохо» и другие.

            Таким образом, изученные и апробированные методы ТРИЗ в логопедической работе с детьми 7 года жизни с ОНР можно рекомендовать к использованию  в работе учителя-логопеда.

 

Обеспечение ресурсами по использованию элементов теории решения изобретательных задач в логопедической работе в процессе накопления. Из используемых в нашей практике ресурсов можно перечислить следующие:

 

  • специально разработанный раздаточный материал с занимательными заданиями по изучаемой теме;
  • специально составленные задания по изучаемой букве в индивидуальной тетради по подготовке к обучению грамоте;
  • демонстрационные таблицы для морфологического анализа;
  • модели «маленьких человечков»
  • картотека схем букв для выкладывания их на полу
  • картотека игр с мячом с использованием элементов ТРИЗ;

пособие многоцелевой направленности «Солнышко», позволяющее повысить мотивацию к выполнению задания и интересно организовать рабочее пространство.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями даёт несомненные преимущества:

  • в активизации познавательной деятельности детей,
  • в создании мотивационных установок на проявление творчества,
  • в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами),
  • повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами,
  • осознанность в построении лексико-грамматических конструкций.
  • гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности,

Отслежена эффективность предлагаемой технологии на основе данных контрольно-оценочных экспериментов и отзывов воспитателей и родителей. У выпускников логопедических групп хорошие показатели по уровню развития воображения и речевому развитию. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в занятия, психологически раскованны и уверенны на занятиях. Поэтому адаптивное использование данных методов и приёмов в группах с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.

Опыт нашей работы показал, что  эти методы органично сочетаются с расширением у детей словаря, формированием грамматического строя речи, развитием функции языкового анализа и синтеза и, кроме того, способствуют совершенствованию психофизических функций, творческой активности и инициативе. А использование большого количества наглядных пособий и раздаточного материала в работе с детьми 7 года жизни с общим недоразвитием речи позволяет добиться хороших и стойких результатов при подготовке их к обучению грамоте, что в свою очередь способствует более успешному обучению детей с ОНР в школе.

                                         

 

Автор:  О. Н. Меркулова