Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

 Варианты игровых заданий для развития мышления и речи ребёнка-дошкольника

 Варианты игровых заданий для развития мышления и речи ребёнка-дошкольника

           Каждый день мои маленькие друзья садятся со мной перед зеркалом, чтобы научиться говорить правильно. Неуверенность в себе, закомплексованность заставляют детей замыкаться. Как страшно маленькому человеку: «А вдруг у меня ничего не получится?» Совместная деятельность учителя–логопеда с ребёнком-дошкольником – это не только школа обучения и воспитания ребенка, но и занимательное игровое путешествие.

           Задача учителя-логопеда - совместно с родителями убедить ребенка в том, что у него все получится. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой.

img_1520191906837.jpg

          Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.

         В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда учителю–логопеду приходится долго и упорно искать тот материал, который разнообразит занятия, чтобы они не наскучили малышу. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

         Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

         Приведу несколько вариантов.

  • Для автоматизации звука в словах можно использовать таблицу, состоящую из клеток. В некоторых из них – картинки с наличием автоматизируемого звука в начале, середине или конце слов.

          Задания: «Найди и назови картинку, если двигаться от буквы на третью клетку справа», «Найди и назови картинку, если двигаться от буквы на одну клетку вниз и на пять клеток вправо», «Найди и назови картинку, если двигаться от буквы на одну клетку вниз и на пять клеток вправо и на одну вверх». Эти задание постепенно усложняются. А кроме необходимой  мотивации найти слово, ребенок учится ориентироваться на листе бумаги.

Foto_3_Tablica_dlya_avtomatizacii_zvuka_Sh.JPG         Вместе с детьми можно оправится на День Рождения к Тигренку и собрать ему в красивую коробку только те подарки, в названии которых есть звук «Р».

  • Интересно, когда в гости отправляется игровой персонаж, например, Змейка. По дороге ей приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда и называть правильно встречаемые на пути предметы 
  • Foto_7._Zmejke_nuzhno_popast__v_domik_Yawericy..JPGДля того чтобы отработать упражнение «Моторчик», сначала нужно собрать из разрезных картинок дорогу . А потом завести у машины «моторчик»: дррррррррр ( «Дорога готова, машина едет, мотор ревет»)!

Foto_11._Doroga_gotova_motor_revyot.JPG

          Все эти игровые задания проверены в процессе многолетней работы с детьми разного возраста и различного характера речевых нарушений. Они обобщают всё ценное, что накоплено к настоящему моменту в области развития речи. Игротека как бы разговаривает с ребёнком “детским языком”. Игры предполагают работу с мелкой моторикой: ребёнок производит тактильные действия (берёт, кладёт, перебирает карточки, картинки). У детей развито образное мышление, основной способ познания мира - игра, а интеллект связан во многом с мелкой моторикой. Разглядывать картинки, играть, проявлять двигательную активность (”работать пальчиками”) - это ребёнку просто нравится. Использование игр делает процесс постановки, введения и автоматизации звуков в речи интересным, творческим, увлекательным, лишённым рутины и однообразия. Предложенные игры - хорошее подспорье как для учителей-логопедов, так и для родителей.

 Список литературы.

1. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 128 с.

2. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. –– Биробиджан: ОблИУУ, 2005. –36 с.

3. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей: в 9 вып.: вып.7. Звуки Ш, Ж — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 136 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).

Автор:  О. Н. Меркулова