Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Работа по формированию словоизменения у детей с общим недоразвитием речи

Работа по формированию словоизменения у детей с общим недоразвитием речи

 Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

 Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.

         I этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике

                  форм;

     II этап – формирование  менее  продуктивных  форм;

     III этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению,    

                     менее продуктивных форм словоизменения.

WP_20171012_001.jpg

 Содержание I этапа логопедической работы.

 

Существительные

Прилагательные

Глаголы

1. Дифференциация имени-

тельного падежа ед.ч. и мн.ч.

2. Отработка беспредлож-

ных конструкций ед. числа.

 

На первом этапе работы над прилагательными не прово-

дится.

Согласование существи-

тельного и глагола настоя-

щего времени 3-го лица в числе.

 Содержание II этапа логопедической работы.

 Существительные

 

Прилагательные

Глаголы

1. Понимание и употребле-

ние предложно-падежных конструкций ед.ч.

2. Закрепление беспредлож-

ных форм мн. числа.

Согласование прилагатель-

ного и существительного в именительном падеже единственного и множест-

венного числа.

1. Дифференциация глаго-

лов 1, 2, 3-го лица настоя-

щего времени.

2. Согласование сущест-вительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.

Содержание III этапа логопедической работы.

 Существительные

 

Прилагательные

Глаголы

Употребление предложно-

падежных конструкций в косвенных падежах мн. ч.

 

Согласование прилагатель-

ного и существительного в косвенных падежах.

Согласование глаголов про-

шедшего времени с сущест-

вительными в роде и числе.

 ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

     С учетом онтогенетического принципа, семантики форм, доступности грамматического значения формирование словоизменения существительных необходимо проводить в следующей последовательности.

     1. Дифференциация  существительных  именительного   падежа

         единственного и множественного числа.

     2. Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного

         числа  в  следующей последовательности:  винительный падеж

         (нулевое  окончание,  окончания  -у,   -а,   -я),  родительный,

         дательный, творительный падеж (со значением орудийности).

     3. Овладение предложно-падежными конструкциями единственного

         числа.

     4. Закрепление беспредложных форм множественного числа.  

     5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных

         множественного числа.

     Дифференциация единственного и множественного числа существительных и прежде всего закрепление формы множественного числа проводится в следующей последовательности.

     1. Формы множественного числа с окончанием  –ы  (стол – столы).

     2. Формы множественного числа с окончанием  –и  (мяч - мячи).

     3. Формы множественного числа с окончанием  –а  (дом - дома).

     4. Формы множественного числа с окончанием  –ia  (стул - стулья).

     Формирование  падежных форм существительных с учетом появления косвенных падежей в онтогенезе рекомендуется проводить в следующей последовательности.

      Единственное число существительных.

     1) Винительный падеж.

     2) Родительный падеж.

     3) Дательный падеж.

     4) Творительный падеж.

     В и н и т е л ь н ы й  падеж.

     При закреплении форм винительного падежа необходимо учитывать, что различные флексии этого падежа определяются значением одушевленности или неодушевленности, рода, характером окончания в именительном падеже. На усвоение формы винительного падежа также оказывают влияние и такие факторы, как чередование, беглость гласного, изменение ударения в основе.

     В связи с этим формы винительного падежа отрабатываются в следующей последовательности:

     а) формы с нулевым окончанием неодушевленных существительных:

        - мужского рода (дом, стол, мяч),

        - женского рода (кровать, морковь);

     б) формы неодушевленных существительных  среднего рода  с  окончанием  

        -о, -е (окно, дупло, кофе);

     в) формы  с  окончанием  -у,  -ю  одушевленных  и  неодушевленных  

        существительных мужского и женского рода  на  -а, -я  в  именительном

        падеже, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа:

        - с ударным окончанием (лису, осу, сосну),

        - с безударным окончанием (папу, маму, утку, куклу);

     г) формы  с  окончанием  -а, -я одушевленных существительных мужского

        рода, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа:

        - с ударным окончанием (слона, паука, ежа, коня),

        - с безударным окончанием (тигра, медведя, волка, мальчика);

     д) формы  с  окончанием  -а, -я одушевленных существительных мужского

        рода с изменением звуковой структуры основы слова:

        - с ударным окончанием (льва, щенка, воробья),

        - с безударным окончанием (утенка, дятла, котенка, скворца).

     Р о д и т е л ь н ы й  падеж.

     В процессе логопедической работы по закреплению форм родительного падежа единственного числа необходимо учитывать род существительных, характер окончания в именительном падеже, ударение, наличие чередования, беглости гласных, а также последовательность появления форм родительного падежа в онтогенезе.

     В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе над формами родительного падежа:

     а) формы существительных мужского рода с окончанием –а, -я, сохраняющие

        звуковую структуру основы именительного падежа:

        - с ударным окончанием (мяча, моста, карандаша, стола, коня),

        - с безударным окончанием (дома, дуба, стула, медведя);

     б) формы существительных среднего рода с окончанием –а, -я, сохраняющие

        основу именительного падежа без изменений:

        - с ударным окончанием (яйца, кольца, ведра),

        - с безударным окончанием (яблока, озера, кресла);

     в) формы существительных мужского рода с окончанием –а, -я с изменением

        звуковой структуры основы слова:

        - с ударным окончанием (щенка, скворца, льва),

        - с безударным окончанием (дятла, зайца, перца, котенка);

     г) формы с окончанием –и, -ы существительных мужского и женского рода

        на  -а, -я в именительном падеже:

        - с ударным окончанием (лисы, козы, пилы, воды, косы),

        - с безударным окончанием (рыбы, кошки, папы, мамы, пчелы).

     Д а т е л ь н ы й  падеж.

     При формировании системы словоизменения существительных дательного падежа необходимо предварительно отработать дифференциацию грамматического значения рода, обратить внимании на ударение, наличие или отсутствие окончания в именительном падеже, формировать умение определять, согласный или гласный звук в конце начальной формы слова, а также последовательность появления форм дательного падежа в онтогенезе.

     С учетом этих факторов рекомендуется следующая последовательность в работе:

     а) формы существительных мужского рода с окончанием –у, -ю, сохраняющие

       основу именительного падежа:

        - с ударным окончанием (ежу, петуху, коню),

        - с безударным окончанием (брату, волку, мальчику);

     б) формы существительных среднего рода с окончанием –у, -ю:

        - с ударным окончанием (окну, ведру, кольцу),

        - с безударным окончанием (дереву, солнцу, полотенцу);

     в) формы существительных мужского рода с окончанием –у, -ю с изменением

        звуковой структуры основы слова:

        - с ударным окончанием (льву, пню, скворцу),

        - с безударным окончанием (лисенку, котенку, зайцу, дятлу);

     г) формы с окончанием   существительных мужского и женского рода на

        - а,  -я  в именительном  падеже:

        - с ударным окончанием (лисе, козе, овце, пчеле),

        - с безударным окончанием (белке, кошке, собаке, вороне).

     Т в о р и т е л ь н ы й  падеж (значение орудийности).

     Наиболее продуктивным окончанием творительного падежа является окончание  - ом, которое появляется раньше в онтогенезе. Окончание  -ой  появляется позже. С учетом данных онтогенеза рекомендуется следующая последовательность в работе:

     а) формы  существительных  мужского  рода  с  окончанием  -ом,  -ем,

        сохраняющие звуковую структуру основы:

        - с ударным окончанием (ключом, ножом, топором, карандашом),

        - с безударным окончанием (клювом, трактором);

     б) формы  существительных  среднего  рода  с  окончанием  -ом,  -ем:

        - с ударным окончанием (ведром, окном, стеклом),

        - с безударным окончанием (мылом, одеялом, полотенцем);

     в) формы  существительных  мужского  рода  с  окончанием  -ом,  -ем

        с беглой гласной в корне:

        - с ударным окончанием (сачком, молотком, крючком),

        - с безударным окончанием (дятлом, перцем);

     г) формы с окончанием  -ой,  -ей существительных мужского и женского

        рода на  -а,  -я в именительном падеже:

        - с ударным окончанием (пилой, косой, метлой),

        - с безударным окончанием (лапой, вилкой, ложкой, удочкой);

     д) формы  существительных  женского  рода  с  окончанием  -ью

        (дверью, тетрадью).

 

     Множественное число существительных.

     В процессе формирования словоизменения существительных множественного числа также учитывается семантика падежных значений, продуктивность форм, вариативность флексий того или иного падежа и др. Так, единообразие флексий дательного и творительного падежей делает усвоение этих падежных форм более легким. В то же время вариативность форм родительного и винительного падежей в зависимости от рода, одушевленности – неодушевленности приводит к тому, что и в процессе нормального онтогенеза и при нарушениях речевого развития окончания этих падежей усваиваются более длительное время и часто смешиваются.

     В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе над падежными формами существительных множественного числа:

     1) Дательный падеж.

     2) Творительный падеж.

     3) Родительный падеж.

     4) Винительный падеж.

     Д а т е л ь н ы й  падеж.

     а) Формы с ударным окончанием  -ам,  -ям.

Речевой материал: рукам, ногам, жукам, глазам, рукавам, домам, носам, дубам, волкам, врачам, муравьям, воробьям, скворцам, огурцам  и др.

     б) Формы с безударным окончанием  -ам,  -ям.

Речевой материал: коровам, девочкам, мальчикам, мамам, папам, бабушкам, дедушкам, воронам, бабочкам, котятам, собакам, зайцам, куклам, курицам, розам, березам, окнам, братьям, полотенцам, кольцам  и др.

 

    Т в о р и т е л ь н ы й  падеж.

    а) Формы с ударным окончанием  -ами,  -ями.

Речевой материал: ежами, столами, кустами, овощами, ногами, руками, жуками, лесами, врачами, мячами, коврами, карандашами, грачами, львами, пнями, столами, домами, садами, гвоздями, дворами, часами и др.

    б) Формы с ударными окончаниями  -ами,  -ями.

Речевой материал: мамами, папами, бабушками, дедушками, куклами, коровами, кошками, цыплятами, ведрами, платьями, белками, зайцами, березами, стульями, креслами, тетрадями, полотенцами, одеялами и др.

 

     Р о д и т е л ь н ы й  падеж.

     а) Формы с окончаниями  -ов, -ев существительных мужского рода с основой

        на твердый согласный:

        - с  ударным  окончанием  (столов, домов, котов, шкафов, дубов, пауков,

         топоров, шаров и др.);

        - с безударным окончанием (тигров, кленов, орехов, помидоров и др.).

     б) Формы с окончаниями  -ов, -ев существительных среднего рода на  -ья  в

        именительном падеже множественного числа (платьев, деревьев, крыльев).

     в) Формы  существительных женского рода с нулевым окончанием:

        - с сохранением  звуковой  структуры  основы слова  (коров, роз, ворон,    

         собак, книг, берез);

        - с дополнительной гласной в основе слова (кукол,  сумок,  веток,  белок,

         скамеек, масок, леек, ромашек, сестер, тропинок, юбок, курток).

     г) Формы с нулевым окончанием существительных среднего рода,  имеющих

        окончание   в именительном падеже множественного числа:

        - с  сохранением   звуковой   структуры  основы  слова   (озер,  колес,

         одеял);

        - с дополнительной гласной в основе слова (окон,  кресел,  писем,  колец,

         блюдец, стекол, полотенец, ведер, весел).

     д) Формы с окончаниями  –ей  существительных мужского рода  с  основой

        на мягкий согласный или шипящий звук:

        - с ударным окончанием  (врачей, шалашей, лосей, гусей, ежей, кирпичей,

         ножей, пней, камней и др.);

        - с безударным окончанием (портфелей, медведей).

     е) Формы с окончанием  -ей  существительных  женского  рода с конечным

        мягким или шипящим звуком в основе начальной формы:

        - с  ударным  окончанием  (мышей, печей, лошадей, свечей, дочерей);

        - с безударным окончанием (елей, тетрадей, кроватей, медалей).

     ж) Формы с окончаниями  -ей  существительных среднего рода  с  основой

        на мягкий  или  шипящий звук в основе начальной формы  (ушей, ружей,

        морей, полей).

     В и н и т е л ь н ы й  падеж.

    Формы винительного падежа в зависимости от значений рода, одушевленности – неодушевленности совпадают либо с именительным, либо с родительным падежом. В связи с этим при закреплении форм винительного падежа необходимо опираться на различение рода существительного, дифференциацию по признаку одушевленности – неодушевленности и на отработанные ранее формы именительного и родительного падежей множественного числа.

     Первоначально закрепляются формы неодушевленных существительных, совпадающие с именительным падежом, в дальнейшем формы одушевленных существительных, совпадающие с родительным падежом множественного числа.

     Предложно-падежные конструкции с существительными множественного числа представляют собой мало употребительные формы и являются очень сложными для дошкольников с ОНР, их усвоение происходит в течение длительного времени по тем же закономерностям, что и усвоение предложно-падежных конструкций существительных единственного числа.  

 

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ.

     Формирование словоизменения глагола у дошкольников с ОНР проводится, начиная с первого этапа работы. Словоизменению глагола, его согласованию с существительным уделяется особенно большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает в качестве сказуемого. Для формирования у детей грамматически правильного предложения необходимо прежде всего верно обозначить связь подлежащего и сказуемого, чаще всего выраженных существительным и глаголом.

       Формирование системы словоизменения глаголов проводится с учетом семантики, фонетических особенностей формообразования, последовательности появления глагольных форм в онтогенезе. Известно, что настоящее время, обозначающее непосредственно происходящие, воспринимаемые в данный момент ребенком события, усваивается легче и раньше, чем прошедшее, а тем более будущее время.

     В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе по формированию словоизменения глагола.

     1) Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в числе:

        а) дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа с ударным окончанием, без чередования звуков в основе.

Речевой материал: идет – идут, стоит – стоят, говорит – говорят, молчит – молчат, поет – поют, звенит – звенят, стучит – стучат, гремит – гремят и др.

        б) с безударным окончанием без чередования звуков в основе (плачет – плачут, стонет – стонут, чистит – чистят, прыгает – прыгают, бросает – бросают);

        в) с чередованием звуков в основе (течет – текут, бежит – бегут, печет – пекут, стережет – стерегут, толчет – толкут, стрижет – стригут  и др.).

     2) Дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2, 3-го лица:

        а) дифференциация в единственном числе;

        б) дифференциация во множественном числе;

        в) дифференциация 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.

     3) Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе:  а) согласование глагола и существительного в мужском роде;

         б) согласование глагола и существительного в женском роде;

         в) согласование глаголов и существительных среднего рода;

         г) дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.

 

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

     Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с ОНР осуществляется в более поздние сроки, когда дети в основном овладели системой словоизменения существительных, так как прилагательные «принимают» то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного.

     Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с отвлеченной семантикой прилагательных и с поздним их появлением в речи детей. Прилагательные, обозначающие признаки, свойства предметов, появляются у детей на том уровне их интеллектуального развития, когда ребенок становится способным выделять из образа предмета какой-либо признак, что, в свою очередь, вызывает потребность в обозначении словом выделенного свойства.

     При формировании системы словоизменения прилагательных учитывается последовательность появления в онтогенезе форм существительных и прилагательных, фонетические особенности формообразования прилагательных.

     Рекомендуется следующая последовательность в логопедической работе по формированию словоизменения прилагательных.

     Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа:

     1) Формы мужского рода:

        а) с ударным окончанием (голубой, большой, лесной, дорогой, меховое);

        б) с безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, белый, желтый,

          веселый, синий, высокий  и др.).

     2) Формы женского рода:

        а) с ударным окончанием (голубая, большая, лесная, дорогая, меховая);

        б) с безударным окончанием (добрая, высокая, веселая, холодная ).

     3) Формы среднего рода:

        а) с ударным окончанием (большое, смешное, меховое, голубое);

        б) с безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, красное,

           длинное, широкое, узкое).

     Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа:

     1) в беспредложных конструкциях,

     2) в предложных конструкциях.

     Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа:

     1) в беспредложных конструкциях,

     2) в предложных конструкциях.

     Закрепление согласования прилагательного с существительным проводится сначала в словосочетаниях, далее -  в предложениях различной структуры, позднее – в связной речи.

 

Задания и игровые упражнения по закреплению

словоизменения существительных, глаголов и прилагательных

     1. Игра «Что в магазине?» (на дифференциацию существительных

                                                      единственного и множественного числа).

     У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») – несколько предметов.

Логопед: У меня яблоко, а в магазине?

Ребенок: А в магазине – яблоки.

Логопед: У меня огурец, а в магазине?

Ребенок: А в магазине – огурцы.

И т.д.

Вариант игры.

Логопед: У меня яблоко, а в магазине много … (?)

Ребенок: А в магазине много яблок.

     2. Игра «Охотник и пастух» (закрепление формы винительного падежа).

     На доске картинки: слева – «охотник», справа – «пастух». Внизу под этими картинками изображения диких и домашних животных.

- Кто изображен на картинке вверху? (Охотник, пастух.)

- Что делает пастух? (Пастух пасет домашних животных.)

- Что делает охотник? (Охотник охотится на диких животных.)

     Логопед предлагает детям поставить картинки с изображением домашних и диких животных под соответствующими картинками пастуха и охотника.

     Затем логопед задает вопросы, указывая на картинку с изображением животных.

     - Пастух пасет кого? (Корову или коров, лошадь или лошадей, свиней, овец, коз и т.д.)

     - Охотник охотится на кого? (На зайца или на зайцев, на лису или на лис, на белку …, на медведя …, на кабана … и т.д.)

   

     3. Игра «Что без чего?»  (закрепление формы родительного падежа    

                                                 существительных).

     На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.

     Логопед задает вопрос: «Что без чего?»

     Стул без ножки.                    Машина без колеса.

     Стул без спинки.                   Шуба без воротника.

     Кастрюля без ручки.            Чайник без носика.

     Платье без рукава.               Расческа без зубчиков.

     Ботинки без шнурков.          Грузовик без фары.

     4. Игра «Угадай, кому нужны эти вещи» (закрепление формы дательного

                                                                               падежа существительных).

     На доске расставлены два ряда предметов: слева – картинки, на которых изображены люди без каких-то предметов, справа – недостающие предметы.

     Логопед показывает детям предмет и предлагает назвать, кому нужен этот предмет, и положить изображение предмета к соответствующей картинке.

     Указка – учителю,                      термометр – доктору,

     весы – продавцу,                        кисть – художнику,

     шприц – медсестре,                    ружье – охотнику,

     удочка – рыболову,                   ножницы – парикмахеру.

     5. Игра «Кто чем управляет?» (закрепление формы творительного

                                                            падежа существительных).

     На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед показывает картинку и задает вопросы: «Кто управляет … (автобусом, самолетом и т.д.)?» Дети должны ответить полным предложением.

     Автобусом управляет водитель.

     Грузовиком управляет шофер.

     Поездом управляет машинист.

     Вертолетом управляет вертолетчик.

     Самолетом управляет летчик.

     Кораблем управляет капитан.

     Мотоциклом управляет мотоциклист.

     Велосипедом управляет велосипедист.

     Ракетой управляет космонавт.

     6. Игра «Где мы были, что мы видели?» (закрепление окончаний

                                                    существительных родительного падежа

                                                    множественного числа).

     В процессе игры используются сюжетные картинки «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк». Логопед обращается к детям с вопросами: «Где ты был? Что ты видел?»

     Примерные ответы:

     Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков … .

     Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов … .

     Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов … .

     Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков … .

     7. Игра «Кого мы видели?» (закрепление правильного употребления

                                                   окончаний существительных винительного

                                                   падежа множественного числа).

     На доске картинки с изображением различных животных. Логопед дает задание детям отобрать только животных, которые живут в жарких странах.

     - А кто из сказочных героев ездил в Африку лечить животных? (Айболит.) Представим себе, что мы вместе с Айболитом поехали в Африку и увидели там много разных животных. Мы видели много … львов, тигров, носорогов, слонов, верблюдов, бегемотов, леопардов, крокодилов, кенгуру, обезьян и т.д.

 

     8. Игра «Умная стрелка» (закрепление согласования существительных и

                                   глаголов в числе).

     Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, в которых нарисованы сюжетные картинки, изображающие действия; в центре круга закреплена подвижная стрелка. Логопед называет действие: копает, рисует, играют, строят, умывается, причесывает и т.д.  Дети ставят стрелку на соответствующую действию картинку и придумывают предложение по ней: Дети строят башню. Мальчик рисует дом. Дети играют в мяч. И т.д.

 

     9. Игра с мячом «Какой это предмет?» (закрепление согласования

                                               прилагательного с существительным).

     Логопед называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Логопед бросает мяч по очереди всем детям.

     Примеры:

     Длинная – веревка, шуба, колбаса, речка, улица, резинка, лента, дорога,

                      нитка, коса, юбка, рубашка.

     Длинный – поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, переулок.

     Широкая – улица, речка, дорога, кофта, лента.

     Красный – шар, флаг, шарф, цветок, бант, мяч.

     Красная – звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка.

     Круглый – мяч, шар, лепесток.

     Круглое – солнце, яблоко, колесо.

     10. Игра «Магазин «Овощи».

Продавец.    Что вы хотите купить?

Покупатель.  Мне нужны огурцы.

Продавец.    У нас есть только большие огурцы.

Покупатель.  А маленьких огурчиков у вас нет?

Продавец.     Я выберу вам огурцы поменьше.

Покупатель.   Большое спасибо. Мне нужно два килограмма огурцов.

     11. Игра «Назови ласково» (закрепление согласования прилагательного с

                                    существительным, образование уменьшительных

                                    форм прилагательных).

     Логопед произносит часть фразы, а дети ее заканчивают.

     Цветок красный, а цветочек … (красненький).

     Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

     Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

     Груша желтая, а грушка … (желтенькая).

     Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

     Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

     Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

     Дом низкий, а домик … (низенький).

     Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

 

     По каждому из направлений логопедической работы используется определенная система методов и приемов. Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, общелогопедических задач и программы развития и воспитания детей в детском саду.

     

Автор:  О. Н. Меркулова