Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателей в процессе подготовки и проведения новогоднего утренника для детей с ОНР

Взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателей в процессе подготовки и проведения новогоднего утренника для детей с ОНР

Особое место в системе воспитания детей с речевыми расстройствами занимают праздники. Высокий эмоциональный подъём, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают материал содержания песен, стихов. Положительный эмоциональный фон праздников и развлечений даёт возможность наиболее эффективно решать задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями.

                Участвуя в праздничных утренниках, развлечениях, дети  приобретают не только новые навыки, знания, но и закрепляют тот материал, который был отработан на занятиях. У детей постепенно начинают развиваться чувство уверенности и творческие способности.

DSCN4327.JPG

               В процессе обсуждения как новогоднего,  так и любого другого сценария, музыкальный руководитель,  учитель-логопед и воспитатели логопедической группы совместно продумывали материал, доступный для понимания детей и посильный для их участия в празднике: подбирали стихотворения, инсценировки, распределяли роли, планировали соответствующую речевую работу. При этом учитывали не только возраст детей, но и их речевые возможности на данный период. Так, например,  на первом году обучения детей в логопедической группе, в начале учебного года, когда речевые возможности детей невелики, для расширения у них представления  о празднике, об окружающем,  в утренник  включали инсценировки,  сценки кукольного театра, концертные номера  с участием взрослых и детей из общеобразовательных групп. На музыкальных занятиях широко использовали весёлые игры, упражнения, хороводы, где текст, в основном, произносят взрослые, а дети добавляют слоги, отдельные слова, простые словосочетания. Например, при проведении с детьми игры «Медведь и заинька», взрослый начинает низким голосом: «У медведя дом большой…». Дети, имитируя ходьбу медведя, отвечают тоже низким голосом, подражая взрослому: «Ой, ой! Ой, ой!». Взрослый продолжает, уже высоким голосом: «А у зайки маленький…». Дети, прыгая как зайчики, повторяют тоже высоким голосом: «Ой, ой! Ой, ой!». Взрослый опять произносит слова низким голосом: «Мишка наш пошел домой…».  Дети, имитируя ходьбу медведя, вновь отвечают низким голосом: «Ой, ой! Ой, ой!». Взрослый меняет интонацию: «Да и   заинька  домой…». Дети, прыгая как зайчики, продолжают тонким голосом: «Ой, ой! Ой, ой!». Подобные игры позволяли, даже  при такой невысокой речевой активности детей, решать задачи по развитию слухового внимания, координации речи с движением, выразительности движений, интонационной выразительности речи, а  соответствующее музыкальное сопровождение - по развитию координации движений с музыкой.  Начиная с новогоднего праздника, постепенно привлекали детей к более активному речевому участию в торжествах. В этом году в репертуар новогоднего утренника вошла игра с однословными ответами детей – «Чего на елке не бывает». В данном случае однословные ответы детей позволяют им максимально сконцентрироваться на содержании речевого материала игры, а специалистам – игровыми средствами решать следующие задачи: развивать у детей слуховое внимание, логическое мышление, координацию речи с движением.

                Кроме возрастных и речевых особенностей детей логопедической группы, в процессе подготовки к праздничным утренникам, учитывались и  их психологические  особенности: одни из них, в силу отставания в развитии, отсутствия достаточной речевой практики, молчаливы, нерешительны, внутренне скованны, другие, наоборот, двигательно беспокойны, расторможены и часто недостаточно осмысленно многоречивы. К этим детям осуществляли дифференцированный педагогический подход. Так, для замкнутых, неуверенных детей   создавали щадящую обстановку, не предъявляли сразу высоких требований к их деятельности, поддерживали, отмечали малейшие успехи. Расторможенным, беспокойным детям давали доступные для них поручения и задания, воспитывающие у них чувство ответственности за порученное дело.

              Работу по музыкальному  развитию детей проводили в тесной взаимосвязи с развитием у них речемыслительной  деятельности и речевых способностей.  Установление взаимосвязи между удержанными в памяти ощущениями, восприятиями, представлениями и речью обеспечивает успешное развитие познавательной деятельности и расширяет речевые возможности детей.  В  логопедической группе логопед и воспитатели   постепенно подводили детей к осознанию сути и содержания праздника, расширяли их представления о данном событии,  наращивали словарь по теме праздника.  Так, перед новогодним утренником в коррекционной группе были проведены логопедические занятия на темы: «Зима», «Зимние развлечения», «Новогодний праздник». Воспитатели на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой знакомили детей с такими сказками как «Снегурочка», «Мороз Иванович» и др. Проводились подвижные, речедвигательные, пальчиковые игры, занятия по изобразительной деятельности по данной тематике. Погружение детей в определенную тему, помимо решения конкретных коррекционных и образовательных  задач, являлось стимулирующим фактором для пробуждения у детей интереса к предстоящему празднику, развивало их речевые способности, повышало возможности для самовыражения.

             Кроме того, логопедом и воспитателями коррекционной группы проводилась специальная работа над речевым материалом сценария. Известно, что каждая песня состоит из слов и напева. Текст песни в сочетании с музыкой дает возможность наиболее ярко и полно проникнуть в настроение и содержание музыкального произведения, раскрыть его художественный образ.  Для выразительного исполнения песни необходима выработка ясного, отчётливого произношения слов. Прежде чем начать разучивать песни, стихотворения и инсценировки, логопед и воспитатели проводили тщательную словарную работу над текстом, чтобы смысл всех произведений  стал понятен каждому ребёнку. Так, например, проводя словарную работу над текстом произведений к новогоднему утреннику, разъясняли детям такие выражения, как «шишки смолистые», «мышка-поскребушка», «хлопотушка-белочка», «задира-шалунишка» и т.д.

              Помимо этого, учитель-логопед  определенным образом отрабатывала с детьми текст песен и  стихов: индивидуально или небольшими подгруппами учила детей  проговаривать трудные слова, по возможности совершенствовала и  закрепляла у детей правильную чёткую артикуляцию звуков,  ясное и чистое произношение слов и фраз, работала над интонационной выразительностью речи. Воспитатели по заданию логопеда закрепляли речевой материал, в свободное от занятий время разучивали с детьми трудные для них движения и тексты.

            Для того, чтобы дети лучше и быстрее запоминали речевой материал к утреннику, логопед и воспитатели использовали такую эффективную методику запоминания текста, как заучивание с опорой на мнемотаблицу. Мнемотаблица, или еще иначе ее называют  «рисуночное письмо», представляет собой наглядную схему с пиктограммами к каждому отдельному тексту, и выступает в качестве плана речевого высказывания. Такие рисуночные алгоритмы текстов не только помогали детям в запоминании, но и  повышали  их речевую активность, поддерживали интерес к произведению на протяжении всего времени заучивания.   

            Музыкальные хороводы, в том числе «Все бело на улице»   (муз. А.Филиппенко), «Здравствуй, елка!» (муз. и сл. Е.Михайленко), включенные в новогодний сценарий, воспитатели сначала разучивали в группе в виде хороводной игры без музыки. Таким образом,  дети   учились  координировать свою речь с движениями. И уже затем музыкальный руководитель подключала  к хороводу музыкальное сопровождение,  обучая детей координировать свои движения не только с речью, но и с музыкой. 

          Особое внимание учитель-логопед и музыкальный руководитель уделяли развитию у детей с ОНР чувства ритма, слухового  восприятия, памяти. Важное место в этой работе занимали логоритмические упражнения.

Через логоритмические упражнения реализовывали следующие задачи:

- развивали дыхание, голос, артикуляцию;

 - развивали фонематическое восприятие и фонематические представления;

- расширяли лексический запас;

- развивали слуховое внимание и зрительную память;

- совершенствовали общую и мелкую моторику;

- вырабатывали чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью;

- развивали мелодико-интонационные и просодические компоненты,

- развивали творческую фантазию и воображение;

- развивали чувство ритма.

            Логоритмические упражнения помогали специалистам и воспитателям в подготовке детей с ОНР к выступлению на  праздничных утренниках. Дети с ОНР страдают нарушением слоговой структуры и звуконаполняемости слов, что может проявляться как в отдельно взятых, трудных для ребенка словах, так и во фразе: дети могут опускать предлоги, окончания слов во фразе, пропускать или переставлять слоги в словах.  Чтобы избежать этого, логопед и воспитатели заучивали с детьми тексты песен и стихов, сочетая проговаривание текста по слогам с воспроизведением его ритмического  рисунка с помощью каких-либо движений. Например, проговаривая стихотворение по слогам, одновременно отхлопывали его ритм в ладоши.  Для поддержания у детей интереса к подобным упражнениям, чередовали различные ритмичные движения: хлопки в ладоши, по коленям, по столу, постукивания кулачками, указательными пальцами по столу,    приседания, оттопывание ритма ногами, прыжки и т.д. Музыкальный руководитель с успехом использовала  в логоритмических упражнениях детские музыкальные инструменты:  проговаривала или пропевала с детьми  текст, отбивая или простукивая заданный ритмический рисунок на специально подобранных музыкальных инструментах. Такие упражнения помогали детям быстро и правильно запомнить текст, развивали ритм и тембровый слух, координацию речи с движением, музыкальную память и мышление. Подобные логоритмические упражнения использовались и как концертные номера на праздниках, например, в новогодний сценарий вошла логоритмическая игра с музыкальными инструментами «Пироги пекла лиса» (М.Ю.Картушина).

           Дети с системными речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное запоминание. Нередко то, что было только что заучено, быстро забывается. Старались не упрекать детей в нерадивости: только    поощрение, терпение и, конечно, правильно организованные систематические занятия во взаимодействии всех специалистов помогали им достичь определённых успехов.

           Проводимая таким образом совместная работа музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы по подготовке и проведению праздничных утренников для детей с ОНР помогала  в реализации основной цели детских праздников: доставить детям радость,  создать необходимые условия для их самовыражения доступными для них средствами, способствовала  развитию у детей речевых и творческих способностей.

 

Автор:  О. Н. Меркулова