Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Экологическое воспитание на логопедических занятиях

Экологическое воспитание на логопедических занятиях

Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребёнка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Для повышения эффективности экологического воспитания используются экологические игры. Игра способствует активному развитию словаря, грамматического строя, связного высказывания. Вместе с тем окружающая природа -  источник развития не только ума, но и нравственных чувств   ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В.А.Сухомлинский). Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства.

WP_20171103_033.jpg

Экологические игры бывают:

ролевые;

дидактические;

имитационные;

соревновательные;

игры-путешествия.

Ролевые игры. Например, игра «Строительство города».

 Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил. 

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении демонстрации экологических знаний, навыков, умений.

 К ним относятся: конкурсы, экологические викторины, «Поле чудес» и т. д. Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия. 

Дидактические игры: «Кто где, живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания, у кого какой дом» (об экосистемах); «Живое – не живое», «Птицы-рыбы-звери», «Что потом?» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

 Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения –ребенок учится играя.

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно – оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

В своей работе я использую такие дидактические игры:

«Рассели животных по Земле» (знакомство детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать представление об особенностях приспособление животных к разным климатическим условиям.

 Содержание игры:

 Выбрать себе какой-то один материк. Отобрать животных, которые там живут. Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем. Придумать рассказ о жизни животных на своем материке. Тот, кто без ошибок расселил животных, сочинил интересный рассказ, получает фишку. Выигрывает ребёнок, набравший больше фишек.

Игра «Исправь ошибку» построена на том, чтобы дети смогли сами разобраться и объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, повадки, питание.

 Содержание:

 Логопед  располагает картинки или маленькие игрушки животных на карте с ошибками. Дети должны найти эти ошибки и исправить их. Выигрывает ребёнок, правильно исправивший большее количество ошибок.

Игра «Кто поможет малышу?»

 Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания. 

Содержание: Ведущий выбирает картинку с одним из животным и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие - хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников. Например: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? и т.д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.

«Какого животного не стало?» 

На столик выставляется четыре или пять игрушек (животное или картинка). Дети их запоминают. Логопед предлагает детям закрыть глазки и убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и вспоминают, какое животное исчезло. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество животных на столе.

«Чудесный мешочек»

 В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают корм для зверей. Угадывают, для кого он предназначен, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

Игра с мячом «Я знаю».

Дети становятся в круг, в центре – логопед с мячом. Логопед бросает мяч и называет животное. Ребенок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю детеныша например, волка – волчонок» и возвращает мяч.

Игра « Кто, где живет»

У логопеда картинки с изображением животных, а у детей – с изображением мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Логопед показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и, если совпадает с его картинкой, «поселяет» у себя, показав карту логопеду.

Игра «Летает, плавает, бегает»

Логопед показывает или называет детям объект живой природы. Дети изображают способ передвижения этого объекта. Например, при слове «заяц» - начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Обобщения - Дикие животные наших лесов.

Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Назови двумя словами всех, к нарисован. Что ты знаешь об этих животных? Чем питается каждый из них Назови хищных и травоядных животных. А какие животные всеядные? (Медведь). Какие животные на зиму меняют шубку? (Белка, заяц.) Как называются, по каким признакам можно отличить оленя от лося?

Обобщения - Дикие животные жарких стран.

 Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Где они живут? (В жарких странах).

 Расширяя представление о природе на логопедических занятиях стараюсь воспитывать у детей гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с природой. Ставлю перед собой следующие задачи:

- обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями;

- воспитывать эстетические чувства к родной природе;

- формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

- учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы на экологические темы.

Хочу поделиться некоторыми методами и приемами, которые использую в работе с детьми для развития творческой продуктивности через экологическое воспитание.

Экологические минутки.

Решаются речевые задачи:

- развивать самостоятельность мышления и гибкость ума;

- совершенствовать монологическую речь детей;

- поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.

Например, «Почему деревья белые?». Исправить ошибки и обосновать:

«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?»

Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт, а это возможно осуществить в игровой и доступной для детей форме.

Автор:  О. Н. Меркулова