Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Подвижные игры со словом

Подвижные игры со словом

Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями под сти­хот­ворный­ текст. Этим объясняется та выразительность детского исполнения в подвижной игре, сопровождаемой художественным словом. В такой игре дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность родной речи, познают меткость и лаконичность родного слова.

Основная цель таких игр - развивать речевую активность детей, умение связывать движения со словом, со­вер­шенс­тво­вать зву­коп­ро­из­но­шение, оттачивать интонационную выразительность детского исполнения.

WP_20171002_036.jpg

Перед разучиванием игры воспитатель знакомит детей со стихотворением, по возможности выразительно исполняя его. В случае необходимости объясняет значение того или другого слова. Весь текст перед игрой не заучивается. Дети легко запоминают его в процессе игры.

Подвижные игры не требуют специально оборудованного помещения. Проводятся они как в закрытом помещении, так и на открытой площадке. Игры не нуждаются также в сложном оформлении. Используются лишь некоторые детали к костюмам персонажей, например, дети могут изготовить вместе со взрослым шапочки.

Воспитатель, проводя игры со словом, должен хорошо знать их правила и текст. Он сам активный участник игры, ему принадлежит в ней ведущая роль. Игры, которые воспитатель отбирает, должны соответствовать возрастным особенностям, их речевым и двигательным умениям и навыкам.

Особое место в подвижных играх со словом принадлежит играм, побуждающим детей к проявлению творческих способностей. умению найти правильный ответ на вопрос какого-либо персонажа, придумыванию диалогов ("Летели кукушки"), составлению им­по­визи­рован­но­го небольшого рассказа в виде зачина к игре или ее концовки, созданию рифмованных строф и четверостиший для окончания игры. В таком случае дети проявляют выдумку, фантазию, находчивость, изоб­ре­татель­ность. Игры ставят ребят в ситуацию поиска. Порой они и сами придумывают игровые ситуации.

Кошки-мышки

Становитесь в хоровод!

Оля - мышка,

Саша - кот!

Будем дружно играть,

Коту мышку не поймать!

(Е. Серова)

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Мышка входит в круг, а кот выходит из круга. По сигналу воспитателя малыши поднимают сцепленные руки вверх, образуя "воротца", через которые они стараются пропустить только мышку. Если коту не удалось поймать мышку, дети опускают руки вниз ("воротца" закрываются) и вместе с воспитателем произносят слова:

Ты не бойся, мышка, кот

Не пройдет в наш хоровод!

Волк и зайцы

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать:

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами щелк,щелк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди!

Как попрячемся - иди!

(В. Витка, перевод с белорусского И. Токмаковой)

Дети-зайцы (4-5) прыгают на двух ногах врассыпную, согласовывая движения с текстом стихотворения. Остальные стоят по кругу и хлопают в ладоши.

На последний куплет дети прячутся за спинками стульев, стоящих по кругу. Заранее назначенный ребенок-волк ищет зайцев, забирает тех детей, которые пошевелились.

Будут на зиму дрова

Мы сейчас бревно распилим,

Пилим-пилим, пилим-пилим,

Раз - два! Раз - два!

Будут на зиму дрова!

(Е. Благинина)

Дети стоят парами, лицом друг к другу, подав правые руки один другому. С началом стихотворения имитируют движения пильщиков (берутся правыми руками). При повторении подают друг другу левые руки.

Мячик

Бьют его,

А он не злиться,

Он все больше веселиться.

Как ни странно,

Без битья

Нет для мячика житья!

(В. Берестов)

Текст произносят все дети. На ударные слоги стихотворения дети, стоя в рассыпную, выполняют энергичные движения руками, вытянутыми вперед, имитируя игру с мячом.

Дождь

Приплыли тучи дождевые:

- Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут,

Как живые:

-Пей, рожь, пей!

И рожь,

Склоняясь к земле зеленой

Пьет, пьет,пьет.

А теплыйдождь неугомонный

Льет, льет, льет!

(Я. Дягутите)

Играющие стоят, вытянув руки вперед ладонями вниз.

На 1 - 2 строки - свободно встряхивают кистями рук.

На 3, 4, 5-ю строки - встряхивают кистями рук, ладони обращены вверх.

На 6 - 8-ю строки - движения те же, но с "пружинкой".

На две заключительные строки повторяются движения 1 - 2-й строк.

Летели кукушки

Летели кукушки

Через три избушки.

Так суетились,

Так торопились,

Головками вертели,

Крыльями махали -

А куда летели,

Так и не сказали!

(Н. Колпакова)

С началом текста двое-трое детей (кукушки) скачут поскоком врассыпную. С концом текста ос­та­нав­ли­ва­ют­ся. Ведущий предлагает спросить у кукушек, куда они торопились. Дети-кукушки должны сами придумать ответ. Ответы дети прдумывают разные: "Мы летим в другой лес", "Мы ищем своих птенцов" , "Мы улетаем в теплые крвя" и т. д. Важно, чтобы ответ был придуман самими ребятами и чтобы он был выражен полной, развернутой фразой. Диалог может быть продолжен такими вопросами: " А когда вы вернетесь?", "Почему вы улетаете так далеко?" и т.д. Таким образом создаются условия для им­про­визи­рован­но­го диалога.

 

Автор:  О. Н. Меркулова