Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Физкультурно-речевые занятия в подготовительной к школе группе ДОУ компенсирующего вида

Физкультурно-речевые занятия в подготовительной к школе группе ДОУ компенсирующего вида

           На современном этапе развития образования особо актуален вопрос о резком росте и тяжести психоречевых нарушений у детей дошкольного возраста. Самую многочисленную группу – 60-80% от всего количества дошкольников сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
            Сравнение данных о состоянии недоразвития речи у дошкольников, прошедших и не прошедших специального обучения в детском саду, устанавливает факторы, препятствующие нормальному становлению речевых функций в дошкольном возрасте. Это позволяет своевременно выявлять таких детей с целью обеспечения адекватных условий для развития и формирования полноценной речевой среды для каждого ребёнка.
            Раннее диагностирование речевых и сопутствующих им проблем, комплексная коррекция, активное взаимодействие с родителями и педагогами ДОО (учителем- логопедом, инструктором по физкультуре, педагогом-психологом) - обязательные условия организации системы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.         Как известно, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
            Наряду с общей соматической ослабленностью, детям с нарушениями речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением ловкости и скорости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
           Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.     Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, «застревание» на одной позе.
            В условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре необходимо для выполнения главной цели - осуществление квалифицированной коррекции общего недоразвития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

DSCN7532.JPG

            Именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, скорости реакций; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.

DSCN7443.JPG
            Обеспечение непрерывности и преемственности образовательного процесса, обеспечение интегрированного подхода на всех ступенях обучения позволит наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждого ребенка.
  DSCN7577.JPG
            Особое значение в работе с детьми мы уделяем упражнениям на координацию речи с движениями, т.к. двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют не только движения определенных групп мышц, но и развивают чувство ритма, выразительность речи, проработать слоговую структуру слова, а в конечном счете - совершенствовать фонетическую сторону речи. Также внимание уделяется лексико-грамматическим играм и упражнениям, которые направлены на устранение специфических речевых нарушений.

            Интегрированная деятельность даёт возможность гибко реализовать разные виды деятельности на одном мероприятии; интегрированный подход позволяет детям увидеть и понять любое явление целостно, поскольку объединяет несколько видов деятельности. Построенная на основе тематического принципа, она более результативна, так как дети проявляют повышенный интерес к содержанию задач, решаемых на данных занятиях.

DSCN7643-1.JPG

Автор:  О. Н. Меркулова