Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Публикации

Новые публикации

 Варианты игровых заданий для развития мышления и речи ребёнка-дошкольника

Автор: О. Н. Меркулова

«Ну, фто, Ольга Николаевна, поговоим?» - улыбаясь во весь рот, спрашивает меня малыш. Я тоже улыбаюсь ему в ответ и думаю: «Приятно слышать, когда удивительно  не по-детски общаются с нами наши дети!"

Совместная деятельность учителя – логопеда с ребёнком - дошкольником – это не только школа обучения и воспитания ребенка, но и занимательное игровое путешествие

Читать далее

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с общим недоразвитием речи

Автор: О. Н. Меркулова

Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено.

Читать далее

Личностно-ориентированный подход при диагностике и коррекции речи у ребенка дошкольного возраста

Автор: О. Н. Меркулова

Проблема личностно-ориентированного подхода при диагностике и коррекции речи особенно актуальна в работе с детьми раннего возраста, потому.что, как показывает практика, с каждым годом число практически неговорящих малышей не сокращается, а возрастает.

Читать далее

Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС

Автор: О. Н. Меркулова

Стандарт дошкольного детства — это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Почему вдруг ученые взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования — такого не было никогда, т.е. раньше дошкольный возраст рассматривался как одной из ступеней для подготовки детей к школе. Сейчас дошкольный возраст сам по себе ценен.

Читать далее

Проведение профилактической и коррекционной работы в рамках летней оздоровительной кампании

Автор: О. Н. Меркулова

Летом на воздухе легко проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, игры на закрепление и автоматизацию сформированного звукопроизношения, на развитие общей и мелкой моторики, речевые игры на развитие грамматического строя речи, связного высказывания.

Читать далее

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне

Автор: О. Н. Меркулова

Ведь тема это непростая, болезненная даже. Сколько война принесла потерь, сколько пришлось пережить народу до того момента, когда над Рейхстагом развернулось алое знамя?

А говорить нужно: ведь для тех, кто не помнит прошлого, нет и будущего.

Рассказ о военном летчике

Читать далее

Работа по формированию словоизменения у детей с общим недоразвитием речи

Автор: О. Н. Меркулова

 Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Читать далее

Чтение с увлечением

Автор: О. н. Меркулова

Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге. Ричард Бах

Заботливые родители дошколят озадачиваются вопросом: а нужно ли учить читать и писать ребенка до школы? Споров по этому поводу очень много. Одни рекомендуют не спешить и не заставлять ребенка читать до школы, другие советуют налегать на алфавит чуть ли не с пеленок. Попробуем разобраться…

Читать далее

Настольно–печатные игры как средство развития связной речи у дошкольников

Автор: О. Н. Меркулова

«Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

                                                                                                                                  Георг Гегель

Читать далее

Альбомы  для работы с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи (ОНР)

Автор: О. Н. Меркулова

Альбомы являются составной частью комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О. С. Гомзяк. В ходе выполнения предлагаемых игровых упражнений дети подготовительной к школе группы знакомятся со звуками русского языка, учатся их анализировать и синтезировать, развивают фонематический слух и фонематическое восприятие. При работе есть возможность учитывать индивидуальные особенности детей

Читать далее

Предметно-развивающая среда –  средство развития связной речи детей с ОНР

Автор: О. Н. Меркулова

Предметно-развивающая среда, содержательное общение с взрослыми – необходимые условия, при которых ребенок будет расти и развиваться.

Читать далее

Комплексный подход при дизартрии

Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.

Читать далее

Взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателей в процессе подготовки и проведения новогоднего утренника для детей с ОНР

Автор: О. Н. Меркулова

Особое место в системе воспитания детей с речевыми расстройствами занимают праздники. Высокий эмоциональный подъём, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают материал содержания песен, стихов. Положительный эмоциональный фон праздников и развлечений даёт возможность наиболее эффективно решать задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями.

Читать далее

Игра - важнейшее направление коррекционной работы

Автор: О. Н. Меркулова

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Читать далее

Экологическое воспитание на логопедических занятиях

Автор: О. Н. Меркулова

Окружающая природа -  источник развития не только ума, но и нравственных чувств   ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В.А.Сухомлинский). Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства.

Читать далее

Театрализация логопедического процесса

Что еще может так забавлять детей, как тантамарески! С ними можно побывать в далекой стране или моментально перевоплотиться в сказочного героя. Театр тантаморесок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать и выстраивать диалог.

Читать далее

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря

Автор: О. Н. Меркулова

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.

Читать далее

Подвижные игры со словом

Автор: О. Н. Меркулова

Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями под сти­хот­ворный­ текст. Этим объясняется та выразительность детского исполнения в подвижной игре, сопровождаемой художественным словом. В такой игре дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность родной речи, познают меткость и лаконичность родного слова.

Читать далее

Физкультурно-речевые занятия в подготовительной к школе группе ДОУ компенсирующего вида

Автор: О. Н. Меркулова

            В условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре необходимо для выполнения главной цели - осуществление квалифицированной коррекции общего недоразвития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

            Именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, скорости реакций; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.

Читать далее

Совместная коррекционно–развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе

Автор: О. Н. Меркулова

Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь.

Читать далее